Другая психология » Характер личности » Современная музыка и характер личности

Современная музыка и характер личности

Сейчас лидирующая роль музыки как самого «юношеского» искусства общепризнанна. Благодаря своей экспрессивности, связи с движением и темпом музыка лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку оформить и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые невозможно предать словами, разве что в поэзии: ведь она тоже своего рода музыка. В отличие от чтения, требующего уединения и сосредоточенности, восприятие музыки может быть как индивидуальным, так и групповым. Создавая общее настроение, музыка является важным средством межличностной коммуникации. В сочетании с танцем или пением она составляет не только фон, но и важный компонент общения.

Существует два мнения о современной молодежной музыке. Одни представители старшего поколения категорически отрицают современную рок и поп-музыку, считают ее антихудожественной, безнравственной, и вредной для здоровья, социально опасной и прямо-таки демонической. Другие относятся к ней либерально-снисходительно, объясняя музыкальные увлечение молодежи исключительно возрастными особенностями: дескать, музыка эта, конечно же, несерьезна, но запрещать ее бессмысленно, перебесятся – сами поймут. Однако и осуждение, и снисходительное похлопывание по плечу очень редко сочетается с действительным знанием и пониманием предмета, Между тем он достаточно сложен. Даже сами термины «бит», «поп», «рок» далеко не однозначны. Так, например, для бит-музыки особенно характерны ритмические особенности; понятия «поп-музыка» в широком смысле обозначает вообще популярную, развлекательную эстрадную музыку, независимо от ее стиля, ритма, громкости и т.д. Рок по своим истокам – это нонконформистское течение, декларирующее свое противостояние развлекательной, коммерческой музыке, и вообще «сытому» образу жизни. Сущность рока не в ритмах, громкости и бешенном темпе – их может и не быть, а во внутреннем взрыве, напряженном переживании дисгармонии мира, отрицании всех и всяческих канонов. Как пишет философ С.А. Эфиров, «некоторые варианты рока, по-видимому, действительно вызывают эффект, близкий к наркотическому, пробуждают низменные и агрессивные инстинкты. Но лучшие образцы поражают совершенно особым драматизмом, глубиной символики, исключительной по своеобразию пародийностью и вряд ли с чем-нибудь сравнимой эмоциональной окраской». Воспитатель не обязан разделять все музыкальные увлечения молодежи, но он должен знать, каковы они, и учитывать это в своей работе. Наряду с потенциалом обновления, молодежная субкультура имеет и свои опасности. Обособление юношеского мира от взрослых поражает культурный и социальный провинциализм, психологию гетто, обитатели которого живут своими сугубо частными, локальными интересами. При отсутствии высоких социально-нравственных символов групповая солидарность может цементироваться только образом общего врага, каковым являются все дальние и ближние; не может не вызывать тревогу неспособность подростковой субкультуры преодолеть свою замкнутость и ограниченность, выйти на уровень вопросов общечеловеческого и общегражданского значения. Само по себе ее интенсивное дробление на группы и подгруппы в эпоху глобальных проблем и перед лицом универсальной задачи формирования планетарного мышления – симптом опасный.

Чтобы понять закономерности юношеского восприятия или неприятия тех или иных культурных ценностей или произведений искусства, этот процесс необходимо рассмотреть не только с точки зрения воспитателей, но изнутри, в контексте самой юношеской и, шире, молодежной субкультуры. Юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерная манера поведения, ритуалы общения. Желание выделиться, привлечь к себе внимание свойственно людям любого возраста. Взрослый, сложившийся человек делает это незаметно, используя свое общественное положение, трудовые достижения, образованность, культурный багаж, опыт общения и многое другое. У юноши, который только начинает жить, социальный багаж, как и умение его использовать, гораздо беднее. Вместе с тем встречаясь с новыми людьми, он гораздо чаще взрослого оказывается именно с ситуации «смотрин». Отсюда – особая ценность броских внешних аксессуаров, рассчитанных на привлечение внимания.


Эмпирическое исследование мотивации самостоятельной работы студентов-психологов. Описание и обоснование выбора методов исследования
Целью нашего исследования является выявление мотивации самостоятельной работы студентов-психологов. Данное исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены студенты-психологи, для которых самостоятельная работа занимает одну из ведущих позиций в процессе обучения в вузе и профессиональной подготовки. На втором этапе ...

Понятие «темперамент». Психологические свойства темперамента
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с анатомической точки зрения темперамент — тип деятельности нервной системы чело ...

Интерпретация результатов
По результатам исследования получается, что основная масса учащихся 2-го и 3-го класса имеет средний уровень развития словесно-логического мышления. Как видно из таблицы 3, показатели успешности выполнения заданий теста учащихся 2-го и 3-го класса незначительно отличаются. Таблица 3. Общие показатели результатов выполнения заданий по ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru