Методика
Страница 1

Методика взята из практикума по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.

Тест «Подростки о родителях»

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращённо подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 году. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трёх факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. при этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребёнку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребёнку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определённое давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Использование опросника в ЧССР на выборке молодёжи показало необходимость его переработки и адаптирования к социокультурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 году.

В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13 -18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации. Она оказалась весьма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.

Проведение исследования

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования.

Инструкция. Просим вас оценить исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашей матери (или отца), обведите кружком цифру «2». Если вы считаете, что данное высказывание частично подходит для вашей матери (или отца), обведите цифру «1». Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашей матери (или отцу), то обведите цифру «0».

Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу – в мужском. Причём бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполняется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы матери, затем этот бланк сдаётся экспериментатору и только после этого выдаётся аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.

В нашем исследовании мы взяли лишь, оценки подростков девочек по отношении к матери.

Обработка и интерпретация результатов

После того как подросток заполнил бланки, все полученные данные сводятся в «оценочный лист». Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ – позитивный интерес, DIR – директивность, HOS – враждебность, AUT – автономность и NED – непоследовательность). Далее «сырые» баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизированные данные располагаются от 1 до 5, нормой является среднее значение, т. е. 3.

Если по параметру вышло 1 – 2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4 - 5 , то измеряемое качество выражено вполне отчётливо. Затем на специальном бланке строятся оценочные профили отношений, как к матери, так и к отцу.

Оценка матери дочерью.

Шкала позитивного интереса

Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками как отношение к маленькому ребёнку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может.

Страницы: 1 2


Что такое деятельность?
Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Основным видом деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека , явля ...

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания
Найди два одинаковых предмета Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать. Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши. Описание. Ребенку предлагается: а) ри ...

Программа работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия. Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принцип: · системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; · единст ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru