ПриложениеСтраница 3
- отвлекался от работы или нет;
- как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;
- часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;
- пытался ли проверять себя; если да, то как.
- Фиксируемые параметры:
1) время заполнения каждой карточки;
2) количество допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры, ошибочный значок, лишние значки).
Обработка результатов:
Чтобы оценить уровень развития произвольного внимания ребенка младших классов, необходимо подсчитать среднее время заполнения карточки по формуле:
где t — среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в секундах;
t. — время заполнения карточки 4, 12 и 13 — соответственно карточек 5 и 6.
Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок:
п = ( , + п2 + п3) : 3,
где п — среднее арифметическое количества ошибок;
п}, п2, п3 — количество ошибок по результатам соответствующих этапов эксперимента.
Нормативы:
|
Уровень развития произвольного внимания |
Время заполнения, t |
Количество |
|
Очень высокий |
1 мин 15 с |
- |
|
Высокий |
1 мин 45 с | |
|
Средний |
1 мин 50 с | |
|
Ниже среднего |
2 мин 10 с | |
|
Низкий |
Более 2 мин 10 с |
Примечание. Чтобы получить полную картину особенностей внимания ребенка, надо особенно внимательно проанализировать следующую информацию. Если дети довольно часто при выполнении задания обращаются к образцу — это говорит о небольшом объеме их внимания. Если ребенок часто отвлекается, и вы чувствуете, что ваше присутствие и ваша забота ему необходимы, это, безусловно, свидетельствует о слабой устойчивости внимания.
Кроме того, можно определить разность ошибок (РО) между третьим и первыми двумя этапами: РО = п3— (nt + п2). Если РО окажется величиной положительной, то это говорит о снижении интеллектуальной активности ребенка к концу эксперимента, снижении активного внимания, другими словами, о снижении степени концентрации внимания и невозможности произвольно отрегулировать этот процесс.
Приложение 1.5
Тест переплетенных линий
Цель: определение уровня развития устойчивости внимания.
Описание; ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку следует проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и ее конца. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На все задание отводится не более четырех минут.
Оборудование: лист с переплетенными линиями, протокол для фиксации параметров, часы с секундной стрелкой.
Инструкция: "Сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимателен. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Необходимо проследить только глазами от начала до конца каждую линию: найти ее начало и конец. Приступай к работе".
Исследование особенностей самооценки у подростков в неблагополучных семьях. Организация исследования
Исследование проводилось среди семиклассников в школе № 23 г.Йошкар-Ола. В соответствии с целью и задачами исследования было проведено экспериментальное исследование самооценки подростков из неблагополучных семей.
Было обследовано 30 человек, из них: 10 человек - подростки, живущие в неблагополучных семьях, 20 человек - подростки, живу ...
Профилактика синдрома эмоционального выгорания
В настоящее время проблемой лечения и профилактики синдрома эмоционального выгорания занимаются как медики, так и психологи.
Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.
У медиков профилактические, лечеб ...
Выводы по исследованию
По результатам исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась. У супругов удовлетворенных браком показатели по всем шести шкалам превышают средний балл, что говорит о сформированной коммуникации между супругами. У супругов неудовлетворенных браком показатели по этим шкалам не превышают среднего значения, что свидетельствует о том, что в ...
