ПриложениеСтраница 3
- отвлекался от работы или нет;
- как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;
- часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;
- пытался ли проверять себя; если да, то как.
- Фиксируемые параметры:
1) время заполнения каждой карточки;
2) количество допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры, ошибочный значок, лишние значки).
Обработка результатов:
Чтобы оценить уровень развития произвольного внимания ребенка младших классов, необходимо подсчитать среднее время заполнения карточки по формуле:
где t — среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в секундах;
t. — время заполнения карточки 4, 12 и 13 — соответственно карточек 5 и 6.
Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок:
п = ( , + п2 + п3) : 3,
где п — среднее арифметическое количества ошибок;
п}, п2, п3 — количество ошибок по результатам соответствующих этапов эксперимента.
Нормативы:
|
Уровень развития произвольного внимания |
Время заполнения, t |
Количество |
|
Очень высокий |
1 мин 15 с |
- |
|
Высокий |
1 мин 45 с | |
|
Средний |
1 мин 50 с | |
|
Ниже среднего |
2 мин 10 с | |
|
Низкий |
Более 2 мин 10 с |
Примечание. Чтобы получить полную картину особенностей внимания ребенка, надо особенно внимательно проанализировать следующую информацию. Если дети довольно часто при выполнении задания обращаются к образцу — это говорит о небольшом объеме их внимания. Если ребенок часто отвлекается, и вы чувствуете, что ваше присутствие и ваша забота ему необходимы, это, безусловно, свидетельствует о слабой устойчивости внимания.
Кроме того, можно определить разность ошибок (РО) между третьим и первыми двумя этапами: РО = п3— (nt + п2). Если РО окажется величиной положительной, то это говорит о снижении интеллектуальной активности ребенка к концу эксперимента, снижении активного внимания, другими словами, о снижении степени концентрации внимания и невозможности произвольно отрегулировать этот процесс.
Приложение 1.5
Тест переплетенных линий
Цель: определение уровня развития устойчивости внимания.
Описание; ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку следует проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и ее конца. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На все задание отводится не более четырех минут.
Оборудование: лист с переплетенными линиями, протокол для фиксации параметров, часы с секундной стрелкой.
Инструкция: "Сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимателен. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Необходимо проследить только глазами от начала до конца каждую линию: найти ее начало и конец. Приступай к работе".
Психологическое обеспечение боевой деятельности
Место психологического обеспечения в общем обеспечении боевой деятельности, его этапы. Содержание индивидуальной и коллективной психологической готовности и устойчивости.
Характеристики решаемых задач и применяемых методов на различных этапах психологического обеспечения боевых действий.
В выполнении задач поставленных перед военнослу ...
Особенности личности детей с задержкой психического
развития
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка ...
Функции и свойства этнических
стереотипов
Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном ...
