Другая психология » Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории » Условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

Условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории
Страница 4

Большое внимание нужно уделить решению кроссвордов, ребусов, шарад, исходя из того, что перебор вариантов в процессе отгадывания помогает устанавливать связи между словами, что влияет на освоение орфографии, словообразования и морфемики.

Младших школьников следует специально учить разгадыванию ребусов. Так как здесь необходимо умение удерживать в памяти части слова, одновременно осуществляя перебор вариантов. Сначала нужно брать короткие слова, а затем уже использовать сложные случаи, когда буква или рисунки предметов находятся над, под за, перед, с другими буквами, когда предмет на рисунке можно назвать разными словами. Также, с целью развития памяти на уроках русского языка подходят задания на придумывание предложения на каждую картинку, чтения стихотворения, отгадывания загадки на каждую картинку.

Продуктивному развитию памяти младших школьников на уроках языковой теории способствует проведение анализа звучащей речи, работа со схемами и таблицами. В том числе работа над тем, что читается в данный момент: младшие школьники рассматривают и вспоминают книги, иллюстрации из которых представлены на страницах “Букваря”. В ходе данной работы ребята уже не только охотно слушают, но и переживают, и запоминают услышанное.

Развитию произвольного запоминания способствует применение каждодневных тренировочных “зарядок” с одним или двумя предложениями, а в букварный период это могут быть слова.

Для этого проводиться следующая работа над предложениями (словами):

Предложение, записанное на доске, прочитывается вслух учителем, для осознания смысла детьми.

Обучающиеся читают вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам [29, с.43].

Читают предложение по слогам про себя.

Просматривают его, чтобы глаза запомнили.

Закрывают глаза и мысленно крупно “пишут” каждое слово.

Запись предложения в тетрадь.

Проверка от последнего слова к первому.

Формирование слуховой и зрительной зоркости начинается с периода обучения грамоте, где сначала важно научить слуховой зоркости (вниманию, памяти), а затем зрительной. Еще в первом классе ученик должен на слух различать гласные и согласные звуки. Сначала на слух звуками, а затем зрительно – буквами. Ключом для выработки орфографической зоркости является умение различать безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корне слова.

Важным здесь является то, что именно после таких каждодневных “зарядок” становится меньше исправлений в тетради, увеличивается скорость письма, обучающиеся становятся внимательными. И таких результатов учитель добивается благодаря развитию всех видов памяти, не делая акцент на каком-то одном из данных видов (зрительном, слуховом или двигательном).

Целесообразно использовать отрывки из стихотворений, скороговорки, поговорки, благодаря которым закрепляется правильное произношение звуков, отрабатывается дикция, развивается голосовой аппарат, темп речи.

Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом её формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти. Поэтому наиболее эффективно повысить продуктивность запоминания, можно синтезируя разные виды памяти, в частности слуховую, зрительную и двигательную.

Для комплексного сочетания разных видов памяти с учетом индивидуальных различий эффективным является использование при чтении звукового ориентира: живой голос учителя, магнитофон, при котором младшие школьники водят пальчиком за указкой учителя, а позднее – по строкам книг. И понимают смысл и рисуют зрительные образы [30, с.32].

Можно использовать пение, которое очень любят младшие школьники. Так как во время пения глаза опережают на 2-3 слова звучащий текст. Во время исполнения припева обучающиеся могут выполнять упражнения учебной гимнастики: рисовать в воздухе большие восьмерки правой, левой, двумя руками. Такое упражнение устраняет путанее букв при чтении и письме, улучшает координацию и центровку тела.

Синтезирующим разные типы памяти является метод коллективного сочинения с одновременным изображением. Здесь обучающиеся одновременно заняты в трех видах деятельности: наблюдение, рисование и рассказывание.

Для сочетания наиболее важных видов памяти эффективным является прием “рассказывание руками”. При таком приеме обучающим показывают иллюстрацию и спрашивают, о чем будет текст, потом проверяют, как оправдались предположения. После этого учитель снова читает текст, вместе с детьми, рассказывая руками.

Страницы: 1 2 3 4 5


Задание 3. Составление списка учёных разрабатывавших конкретную проблему
№ П/п Ф. И. О. психолога Годы жизни Вклад в науку 1. Дэвид Маккеланд 1917 - 1998 Проводил исследования в области мотивации достижения, использовал методику Г. Мюррея ТАТ, с целью изучения человеческих побуждений. 2. Генри Александр Мюррей 1893 - 1988 Одним из первых, стал рассматривать мотивы как ...

Ограничапия и содержание специальной психологической помощи в зависимости от возраста нуждающихся в ней
В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, а в других - более легкие и поддающиеся коррекционно-педа ...

Успешное обучение и факторы на него влияющие
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. А. С. Белкин. Чем успех является для ребенка? Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, ли ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru