Другая психология » Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории » Условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

Условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории
Страница 3

Пути осмысливания запоминаемого различны. Так, для удержания в памяти какого-то текста, например, сказки, рассказа, большое значение имеет составление плана.

Обучающимся первого класса доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Позже картины заменяются перечнем основных мыслей: “О чем говориться в начале? На какие части можно разделить рассказ?”

Учителю в каждом конкретном случае нужно подсказывать младшим школьникам, каким образом разумнее заучивать тот или иной материал.

Нельзя думать, что всю тонкую и кропотливую работу можно свести к отдельным несложным приемам, обладающим магической силой решать педагогические проблемы. Успеха в развитии памяти достигнут те педагоги, которые сумеют пробудить у младших школьников интерес к учебе, к занятиям, стремлению к постоянному совершенствованию.

Этому способствуют дидактические виды работ и упражнения на уроках русского языка:

- диктанты, включая выборочный, свободный;

- игра “Живые слова”;

- веселые запоминалки;

- индивидуальные карточки с картинками;

- таблицы, алгоритмы;

- тренировочные “зарядки” над работой с предложением;

- русские народные скороговорки и чистоговорки;

- дидактические кроссворды;

- дидактические ребусы;

- задания “Послушаем звуки”;

- веселые стихи на уроках обучения грамоте;

- игровые упражнения на развитие эмоциональной памяти;

- дидактические сказки;

- памятки для обучающихся, учителей, родителей [28, с.79].

1. Диктанты с предварительной подготовкой по учебнику.

Обучающиеся объясняют, осознают содержание текста, орфографически проговаривают слова, объясняют написания.

2. Зрительный диктант. Текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи ученики сами проверяют написанное.

3. Письмо по памяти проводят с целью закрепления слов с орфограммами, запоминание которых основано на зрительном восприятии. Оно требует тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (можно стихотворный или прозаический), объясняет все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще не изученные правила (если есть в тексте). Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка, дети сличают текст с написанным на доске.

4. Предупредительный диктант. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Ученик проговаривает слова и объясняет, как их написать. Слова и части слов, которые объяснялись, подчеркиваются. Можно одновременно записывать текст на доске и в тетради. При этом виде работы учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные слова в орфографическом отношении, решают, как их надо писать. Ошибки предупреждаются до записи текста.

5. Восстановленный диктант. Ученики выписывают из продиктованного текста определенные грамматические категории (глаголы, имена существительные и др.), а затем заново конструируют текст по выписанным из диктанта словам. Этот вид диктанта увеличивает степень активности и самостоятельности детей, так как хотя выписанные “опорные” слова и помогают запомнить прослушанное, но не дают возможности запомнить текст дословно и учащимся приходится самостоятельно создавать текст.

6. Диктант-игра “Кто больше запомнит”. Его впервые предложила Федоренко. Цель – совершенствование памяти, без чего невозможно развитие орфографических навыков школьников.

Учитель читает предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Здесь важно точное воспроизведение, а не количество записанных слов.

Практика показывает, что все эти упражнения положительно влияют на развитие детской памяти.

Младшим школьникам очень трудно запомнить правила русского языка. И для того, чтобы не обременить их ненужной зубрежкой, эффективным является упражнение – запоминалки на эти правила. Дети заинтересовываются ими и запоминают непроизвольно.

Для развития слуховой памяти эффективным являются задания, которые можно использовать на уроках обучения грамоте “Послушаем звуки”. Во время урока учитель говорит: “Ребята, сейчас в школе тихо, идут уроки, а умеем ли мы слушать тишину? Какие звуки мы можем услышать? Что они обозначают? Сядьте удобно, закройте глаза, послушайте окружающие звуки”. Минуты две, три дети вслушиваются в тишину, затем учитель предлагает сделать глубокий вдох, выдох, спокойно открыть глаза и вернуться к общей работе. Дети рассказывают, кто что слышал и как это понял, и тут обнаруживается, что последовательность и громкость, интенсивность звуков они запоминают по-разному. Это упражнение позволяет понизить порог слышимости (громко говорящие дети не воспринимают тихий голос) и готовит учеников к интерпретации длительной аудиозаписи [29, с.397].

Страницы: 1 2 3 4 5


Исследование феномена тревожности студентов первого курса в психологических исследованиях. Основные подходы к исследованию тревожности в психологии
Тревожность – личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основн ...

Роль педагога в системе Монтессори
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дид ...

Период раннего возраста
Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно их этих зачатков, как писал выдающийся психолог Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru