Другая психология » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовстве

Содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовстве
Страница 3

Как можно видеть из данных, зафиксированных в таблице, при описании молодыми людьми образа идеального отца самой значимой оказалась категория «уход за ребенком/ забота», частота встречаемости которой составила 29,8%, что почти в 1,5 раза превышает все остальные. При этом в отличие от мужчин, имеющих собственных детей, высказывания молодых людей, относящиеся к этой категории, включают, прежде всего, непосредственно заботу о ребенке, упоминания об общих интересах: «Ходили в зоопарк»; «Постоянно играл с сыном, вечером собирали конструктор…»; «…ездили в бассейн, заезжал за мной на тренировки»; «Каждые выходные проводим вместе» и т. п.

Второй по значимости в представлениях молодых людей также оказалась категория, связанная с ребенком - «отношения с детьми» (19,4%), причем судя по текстам интервью, здесь вновь наблюдается тенденция, противоположная той, которая была зафиксирована в группе респондентов зрелого возраста. Так, если у мужчин в высказываниях из данной категории как правило преобладали рассуждения о строгости и эмоциональной дистанцированности, то у молодых людей, напротив, чаще всего звучат упоминания о доверительных, дружеских отношениях отцов и детей: «…должен проявлять заботу, давать детям самостоятельность»; «…занимается вместе с нами»; «Должен понимать сына, разговаривать с ним»; «постоянно играет с дочкой»; «никогда не поднимал руку и голос на сына»; «научил защищаться от нападок одноклассников»; «приучил к рыбалке и теперь всегда рыбачат вместе» и др.

Что касается «обеспечения семьи», то эта категория по степени своей значимости оказалась только на третьем месте (17,5%). Однако все молодые люди, которые выделяли данную обязанность идеального отца, также как и у мужчин, говорили о хорошем, достойном заработке: «Много зарабатывает»; «Должен приносить приличную зарплату»; «Деньги зарабатывает, чтобы обеспечить свою семью, чтобы она ни в чем не нуждалась» и т. п.

Категория «личностные качества» в характеристике образа идеального отца заняла у молодых людей четвертое место. Частота ее встречаемости в высказываниях респондентов составляет 15,8%, что практически совпадает с количественной представленностью у испытуемых зрелого возраста. При этом, как показывает качественный анализ, по своему содержанию входящие в нее характеристики образа идеального отца в представлениях молодых людей почти полностью совпадают с аналогичными характеристиками, встречающимися в рассказах мужчин старшего поколения: «Не пьет, не курит»; «В меру строгий, не ругался матом»; «Расчетливый, целеустремленный, умный, должен много уметь»; «…не должен быть грубым, не должно встречаться вредных привычек, ответственный, внимательный».

Чуть реже в тексте интервью с молодыми людьми встречалась категория «хозяин/ хозяйственность» (14% высказываний). Однако, те, кто обращались к ней, как правило, отмечали довольно широкий спектр дел идеального отца, хотя традиционно «женские» обязанности в их числе отсутствовали: «Столярит»; «Дома все делал сам, строил дома, рисовал картины»; «Работал в огороде, следил за ним» и т. п.

Последняя категория «отношения с женой», как и в группе испытуемых зрелого возраста, оказалась самой незначительной (3,5%) и была представлена только в единичных случаях, когда респонденты упоминали о помощи отца матери.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, мы можем говорить о том, что, судя по полученным данным, образ идеального отца в представлениях молодых людей, хотя и наделяется многими характеристиками традиционных норм мужской гендерной роли, в целом является менее стереотипными, нежели у мужчин более старшего поколения, и, прежде всего, это касается аспекта детско – родительских отношений.

Страницы: 1 2 3 


«Я, каким кажусь себе»?
В психологии существует метод парного сравнения. Суть его в том, что сопоставляются результаты выполнения некоторого задания, теста попарно у людей, которые похожи между собой во всем, кроме того, что интересует исследователя. В каждой паре подростки отличаются друг от друга тем, что один растет в семье и учится в обычной школе, а друго ...

Программа работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия. Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принцип: · системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; · единст ...

Рекомендации
Для того, чтобы формирование образа профессионального будущего не носило стихийный характер, а было целенаправленным, управляемым процессом, нами выделены следующие условия, которые, на наш взгляд, просто необходимы для правильного формирования профессионального будущего молодых специалистов, обучающихся в высших ВУЗах. Ниже приведены н ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru