Другая психология » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовстве

Содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовстве
Страница 1

Первый этап нашего исследования был посвящен анализу представлений об идеальном отцовстве у мужчин, имеющих собственных детей. Прежде чем раскрывать содержательные аспекты этих представлений, выявленных в ходе интервью, отметим, что участие в нашем исследовании принимали мужчины со средним заработком, как правило, общающиеся со своими детьми только по выходным.

Испытуемым было предложено рассказать историю о человеке, которого они могли бы назвать идеальным отцом. При этом им давалось следующее пояснение: «Это может быть как реальный человек из Вашей жизни, так и вымышленный персонаж, герой какой-либо сказки».

Для обработки полученных данных в исследовании применялась методика открытого кодирования, сущность которой заключается в выделении смысловых единиц в тексте с последующей их классификацией и подсчетом частоты их использования.

Итак, кратко охарактеризуем полученные результаты.

В ходе анализа содержания интервью в высказываниях респондентов нами было выделено 6 основных категорий, а именно: «личностные качества», «обеспечение семьи», «отношения с женой», «хозяин / хозяйственность», «уход за ребенком / забота», «отношения с детьми». Их численная представленность нашла свое отражение в таблице 1.

Таблица 1

Представления мужчин, имеющих детей, об идеальном отцовстве

Категории

Личностные качества

Обеспечение семьи

Отношения с женой

Хозяин / хозяйственность

Уход за ребенком/забота

Отношения с детьми

Значение балл.

8

14

5

9

11

8

Значение %

14,5

25,4

9,2

16,4

20

14,5

Как можно видеть из данных, зафиксированных в таблице, при описании мужчинами образа идеального отца, самой значимой оказалась категория «обеспечение семьи», частота встречаемости которой в высказываниях респондентов составила 25,4%.

Так, довольно часто мужчины подчеркивали необходимость отца зарабатывать деньги, материально поддерживать жену и детей : «Отец должен обеспечивать свою семью всегда и во всем…»; «Оставался сверхурочно на работе, чтобы заработать хоть еще немного»; «Денег много зарабатываю»; «Прилично зарабатываю»; «Он хочет заработать побольше денег для своей семьи…» и т. п.

На наш взгляд, подобные высказывания наглядно демонстрируют ориентацию испытуемого на существующие в обществе установки относительно роли мужчины как «добытчика», финансовой опоры семьи. Однако заметим, что эту роль «добытчика» подчеркивали все-таки не все респонденты. Некоторые делали больший акцент на личностных качествах отца и том времени, которое он должен уделять ребенку для его нормального, полноценного развития.

Если говорить о второй по значимости категории «уход за ребенком/ забота», частота втречаемости которой составила 20%, то она скорее включила передачу опыта от старшего поколения к младшему и обучение различным конкретным навыкам: «…учил ловить рыбу»; «Вместе ходили на демонстрации»; «Учил, как нужно поступать в различных ситуациях»; «Приучил самим зарабатывать деньги…»; «…постоянно брал на работу» и др.

Вообще необходимо сказать о том, что передача мужчинами своего опыта чаще всего происходит именно в тех случаях, когда ребенком является мальчик, тогда как в случае с девочками мужчины обычно ограничиваются тем, что могут поиграть, погулять с ними или забрать из дет. сада/ школы. Кроме того, на основе анализа содержания интервью, нами была замечена такая тенденция: отцы, как правило, не упоминались в ситуациях, связанных с удовлетворением физиологических потребностей ребенка, реализация которых осуществлялась исключительно матерями. Отцы могут погулять с ребенком, купить что-то, помочь жене по хозяйству, но они практически никогда не кормят ребенка, не купают его, не переодевают, так как это считается типично женскими обязанностями.

Страницы: 1 2 3


Игры, направленные на развитие слухового внимания
Цель: развитие слухового снимания. Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма. Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в ...

Теоретические основы проблемы развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории. Понятие «память» в психолого-педагогической литературе
Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, сделавшей первые попытки изучить память экспериментально, был ...

Заключение по результатам психологического обследования детей с отклонениями в развитии
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных - итоговое. Итоговое психологическое заключение является ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru