Содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовствеСтраница 1
Первый этап нашего исследования был посвящен анализу представлений об идеальном отцовстве у мужчин, имеющих собственных детей. Прежде чем раскрывать содержательные аспекты этих представлений, выявленных в ходе интервью, отметим, что участие в нашем исследовании принимали мужчины со средним заработком, как правило, общающиеся со своими детьми только по выходным.
Испытуемым было предложено рассказать историю о человеке, которого они могли бы назвать идеальным отцом. При этом им давалось следующее пояснение: «Это может быть как реальный человек из Вашей жизни, так и вымышленный персонаж, герой какой-либо сказки».
Для обработки полученных данных в исследовании применялась методика открытого кодирования, сущность которой заключается в выделении смысловых единиц в тексте с последующей их классификацией и подсчетом частоты их использования.
Итак, кратко охарактеризуем полученные результаты.
В ходе анализа содержания интервью в высказываниях респондентов нами было выделено 6 основных категорий, а именно: «личностные качества», «обеспечение семьи», «отношения с женой», «хозяин / хозяйственность», «уход за ребенком / забота», «отношения с детьми». Их численная представленность нашла свое отражение в таблице 1.
Таблица 1
Представления мужчин, имеющих детей, об идеальном отцовстве
Категории |
Личностные качества |
Обеспечение семьи |
Отношения с женой |
Хозяин / хозяйственность |
Уход за ребенком/забота |
Отношения с детьми |
Значение балл. |
8 |
14 |
5 |
9 |
11 |
8 |
Значение % |
14,5 |
25,4 |
9,2 |
16,4 |
20 |
14,5 |
Как можно видеть из данных, зафиксированных в таблице, при описании мужчинами образа идеального отца, самой значимой оказалась категория «обеспечение семьи», частота встречаемости которой в высказываниях респондентов составила 25,4%.
Так, довольно часто мужчины подчеркивали необходимость отца зарабатывать деньги, материально поддерживать жену и детей : «Отец должен обеспечивать свою семью всегда и во всем…»; «Оставался сверхурочно на работе, чтобы заработать хоть еще немного»; «Денег много зарабатываю»; «Прилично зарабатываю»; «Он хочет заработать побольше денег для своей семьи…» и т. п.
На наш взгляд, подобные высказывания наглядно демонстрируют ориентацию испытуемого на существующие в обществе установки относительно роли мужчины как «добытчика», финансовой опоры семьи. Однако заметим, что эту роль «добытчика» подчеркивали все-таки не все респонденты. Некоторые делали больший акцент на личностных качествах отца и том времени, которое он должен уделять ребенку для его нормального, полноценного развития.
Если говорить о второй по значимости категории «уход за ребенком/ забота», частота втречаемости которой составила 20%, то она скорее включила передачу опыта от старшего поколения к младшему и обучение различным конкретным навыкам: «…учил ловить рыбу»; «Вместе ходили на демонстрации»; «Учил, как нужно поступать в различных ситуациях»; «Приучил самим зарабатывать деньги…»; «…постоянно брал на работу» и др.
Вообще необходимо сказать о том, что передача мужчинами своего опыта чаще всего происходит именно в тех случаях, когда ребенком является мальчик, тогда как в случае с девочками мужчины обычно ограничиваются тем, что могут поиграть, погулять с ними или забрать из дет. сада/ школы. Кроме того, на основе анализа содержания интервью, нами была замечена такая тенденция: отцы, как правило, не упоминались в ситуациях, связанных с удовлетворением физиологических потребностей ребенка, реализация которых осуществлялась исключительно матерями. Отцы могут погулять с ребенком, купить что-то, помочь жене по хозяйству, но они практически никогда не кормят ребенка, не купают его, не переодевают, так как это считается типично женскими обязанностями.
История учений о характере
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения челов ...
Основные технологии обучение игровым действиям, направленным на
формирование основ сюжетно – ролевой игры дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью
Целью формирующего этапа нашего исследования является обучение сюжетно - ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в специально организованной развивающей среде, при подборе адекватных игровых технологий направленных на обучение дошкольников сюжетно – ролевым действиям и оречевление своих действий.
Основная рабочая ...
Роль обучения и воспитания в развитии внимания в младшем школьном возрасте
Основной особенностью развития младших школьников является слабость произвольного внимания. Возможности произвольного внимания в этом возрасте еще ограничены.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников без всяких усилий с их сторо ...