Другая психология » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовстве

Содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовстве
Страница 1

Первый этап нашего исследования был посвящен анализу представлений об идеальном отцовстве у мужчин, имеющих собственных детей. Прежде чем раскрывать содержательные аспекты этих представлений, выявленных в ходе интервью, отметим, что участие в нашем исследовании принимали мужчины со средним заработком, как правило, общающиеся со своими детьми только по выходным.

Испытуемым было предложено рассказать историю о человеке, которого они могли бы назвать идеальным отцом. При этом им давалось следующее пояснение: «Это может быть как реальный человек из Вашей жизни, так и вымышленный персонаж, герой какой-либо сказки».

Для обработки полученных данных в исследовании применялась методика открытого кодирования, сущность которой заключается в выделении смысловых единиц в тексте с последующей их классификацией и подсчетом частоты их использования.

Итак, кратко охарактеризуем полученные результаты.

В ходе анализа содержания интервью в высказываниях респондентов нами было выделено 6 основных категорий, а именно: «личностные качества», «обеспечение семьи», «отношения с женой», «хозяин / хозяйственность», «уход за ребенком / забота», «отношения с детьми». Их численная представленность нашла свое отражение в таблице 1.

Таблица 1

Представления мужчин, имеющих детей, об идеальном отцовстве

Категории

Личностные качества

Обеспечение семьи

Отношения с женой

Хозяин / хозяйственность

Уход за ребенком/забота

Отношения с детьми

Значение балл.

8

14

5

9

11

8

Значение %

14,5

25,4

9,2

16,4

20

14,5

Как можно видеть из данных, зафиксированных в таблице, при описании мужчинами образа идеального отца, самой значимой оказалась категория «обеспечение семьи», частота встречаемости которой в высказываниях респондентов составила 25,4%.

Так, довольно часто мужчины подчеркивали необходимость отца зарабатывать деньги, материально поддерживать жену и детей : «Отец должен обеспечивать свою семью всегда и во всем…»; «Оставался сверхурочно на работе, чтобы заработать хоть еще немного»; «Денег много зарабатываю»; «Прилично зарабатываю»; «Он хочет заработать побольше денег для своей семьи…» и т. п.

На наш взгляд, подобные высказывания наглядно демонстрируют ориентацию испытуемого на существующие в обществе установки относительно роли мужчины как «добытчика», финансовой опоры семьи. Однако заметим, что эту роль «добытчика» подчеркивали все-таки не все респонденты. Некоторые делали больший акцент на личностных качествах отца и том времени, которое он должен уделять ребенку для его нормального, полноценного развития.

Если говорить о второй по значимости категории «уход за ребенком/ забота», частота втречаемости которой составила 20%, то она скорее включила передачу опыта от старшего поколения к младшему и обучение различным конкретным навыкам: «…учил ловить рыбу»; «Вместе ходили на демонстрации»; «Учил, как нужно поступать в различных ситуациях»; «Приучил самим зарабатывать деньги…»; «…постоянно брал на работу» и др.

Вообще необходимо сказать о том, что передача мужчинами своего опыта чаще всего происходит именно в тех случаях, когда ребенком является мальчик, тогда как в случае с девочками мужчины обычно ограничиваются тем, что могут поиграть, погулять с ними или забрать из дет. сада/ школы. Кроме того, на основе анализа содержания интервью, нами была замечена такая тенденция: отцы, как правило, не упоминались в ситуациях, связанных с удовлетворением физиологических потребностей ребенка, реализация которых осуществлялась исключительно матерями. Отцы могут погулять с ребенком, купить что-то, помочь жене по хозяйству, но они практически никогда не кормят ребенка, не купают его, не переодевают, так как это считается типично женскими обязанностями.

Страницы: 1 2 3


Особенности личности детей с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка ...

Особенности проявления тревожности у студентов
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля ...

Общая характеристика подросткового возраста. Основные психологические особенности подростков
Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru