Другая психология » Основы психологии и педагогики » Сон, врабагывание, утомление, монотонна

Сон, врабагывание, утомление, монотонна

Сон

— естественное психическое состояние человека, определяемое суточным биоритмом и проявляющееся как переход от состояния ясности сознания к его потере (при засыпании) и обратно — к ясности (при пробуждении). Сон состоит из двух стадий: медленного и быстрого сна.

На стадии медленного сна

снижается тонус мускулатуры, замедляется дыхание и сердечный ритм. При медленном сне сновидений не бывает, зато происходит определенное упо­рядочивание поступившей за период бодрствования ин­формации, ее реорганизация в зависимости от степени значимости. При расстройствах сознания в медленном сне могут возникать сноговорения или снохождения (сомнабулизм или лунатизм).

Быстрый сон связан со сновидениями. После быстро­го сна человек в 75—90% случаев сообщает о сновидениях с элементами нереальности, фантастичности. Стадии мед­ленного и быстрого сна образуют цикл, длительностью 60—90 минут, повторяющийся в нормальном ночном сне 4—5 раз. Психическое значение быстрого сна связывают с реакцией человека на стрессовую ситуацию.

Сон в целом способствует восстановлению функций нервных клеток и тканей тела, психологической стаби­лизации, отбору и переводу в долговременную память значимой информации.

Исследованием сновидений занимались И.М. Сеченов, 3. Фрейд, О. Ранк, К. Юнг и другие ученые. Согласно Фрей­ду, смысл сновидений может быть понят только при сим­волическом анализе сновидений, техника которого иден­тична обычной технике психоанализа. Как отмечается в «Большом психологическом словаре», переработка инфор­мации в сновидении сводится к трем основным процессам:

—сгущение (концентрация) образов вплоть до их кон­таминации (наложения друг на друга);

—смещение (замещение), когда некий скрытый элемент проявляется в виде отдаленной ассоциации, намека; по­этому то, что находится на периферии реально значимого переживания, в сновидении может быть кульминацией, центром (механизм смещения можно также наблюдать в психогенезе остроумия);

—символизация — процесс превращения мыслей в зри­тельные образы, то есть мышление зрительными образами.

Бодрствование, в отличие от сна, это состояние ак­тивного взаимодействия человека с внешним миром, когда он может заниматься различными видами деятель­ности, в том числе и трудом.

Способность человека к труду в определенном темпе определенное количество времени называется работоспо­собностью. Работоспособность характеризуется следую­щими психическими состояниями:

—мобилизация — предстартовое психическое состояние;

—врабатывание — состояние постепенного приспо­собления к наиболее экономичному, оптимальному ре­жиму работы;

—утомление — состояние временного снижения рабо­тоспособности под влиянием длительных нагрузок;

—монотония — результат постоянного повторения од­нообразных действий при бедности внешней информа­ции; сопровождается ощущениями скуки, заторможен­ности или оцепенения;

—переутомление — состояние прогрессирующего сни­жения производительности труда, сопровождаемое ошиб­ками в действиях, выраженным нарушением дыхания, пульса, координации движений и т.д.


Представление о социальной роли, социальном статусе
Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус». Современное общество требует от индивида постоянной смены мо ...

Условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории
Условия – по Ожегову – это правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности. Условие – это также обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь или обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. В нашем исследовании условия – это обстановка, в которой осуществляется развитие памяти младших школьников в про ...

Рекомендации
Для того, чтобы формирование образа профессионального будущего не носило стихийный характер, а было целенаправленным, управляемым процессом, нами выделены следующие условия, которые, на наш взгляд, просто необходимы для правильного формирования профессионального будущего молодых специалистов, обучающихся в высших ВУЗах. Ниже приведены н ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru