Возможности обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с нарушениями
интеллекта в современных исследованиях. Игра как
психолого-педагогическая категорияСтраница 3
игры меняется. Так в младшем дошкольном возрасте материал определяет тему и сюжет игры, позднее, определив сюжет, дети приписывают предметам желаемые для них свойства.
В зависимости от соотношения разных элементов игры Н.Я. Михайленко [53 с. 181] выделила сюжеты разной степени сложности:
· Сюжеты с единственным персонажем и чётко определёнными предметами в одной или нескольких ситуациях;
· Сюжеты с несколькими персонажами и подбором соответствующих действий, в которых связь между персонажами задана посредством включения детей в общую ситуацию, или через последовательность производимых действий;
· Сюжеты, в которых кроме набора действии и связей между персонажами заданы и отношения между ними.
· Игра имеет социальный характер, поэтому её сюжет меняется с изменением исторических условий жизни людей.
· Игра осуществляется с помощью ДЕЙСТВИЙ, в которые активно включается речь. «Действие в игре всегда соответствует, хотя и своеобразно, действию людей .» [10.с.98].При этом могут быть изменены условия игры через использование предметов-заменителей, но «содержание и порядок действия обязательно должны соответствовать реальному действию» [10.с.98].Вместе с тем «игровые операции неадекватны действию, ориентированному на определённый результат. На палочке далеко не уедешь - это верно. Но в игре действие и не преследует этой задачи: ведь её мотив лежит в самом действии, а не в его результате».
Изменение характера действий в игре определяет развитие игры в целом. «Путь развития игры идёт от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой, кормить ложкой, кормить ложкой куклу, кормить ложкой куклу, как мама, - таков схематический путь к ролевой игре.» [10.с.115
Однако эти переходы не являются результатом спонтанного развития ребёнка, а требуют особого руководства со стороны взрослых.
Этому вопросу много внимания уделила Е.В. Зворыгина [32.с.131], которая выделила следующие этапы в овладении детьми игровыми действиями:
1) на первом этапе происходит овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками;
2) на втором этапе переход к игровым действиям с предметами- заместителями и с воображаемыми предметами;
3) на третьем этапе происходит обобщение, свёртывание и превращение подобных действий в указательный жест в сторону игрушки;
4) на четвёртом этапе имеет место обозначение знакомых действий словом без непосредственного их выполнения.
Основные характеристики игрового действия:
1) -наличие осознанной цели;
2) -наличие способов (операций), с помощью которых оно совершается;
3) -действие определяется как целью, так и реальными предметными условиями (наличие игрушек);
4) -в процессе игры имеет место расхождение между осознаваемой целью и реальными операциями, которые выполняет ребёнок (передвигается со стулом и говорит, что едет на машине);
5) -действия с реальными предметами приобретают особый смысл (палочка-расческа, градусник, шприц), что создаёт воображаемую ситуацию, придаёт игре условный характер.
Большинство авторов, занимавшихся описанием игр детей дошкольного возраста утверждают, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-либо РОЛИ. Без роли не существует игры. Она представляет собой воспроизводимое ребенком действие. В игровой роли ребенок берет на себя известную обобщенную социальную функцию взрослого чаще всего, функцию профессиональную, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.
Роль, которую берёт на себя ребёнок, коренным образом перестраивает его действия и значения предметов, с которыми он действует; роль вносится в действия ребенка как бы извне, через сюжетные игрушки, которые подсказывают человеческий смысл действий с ними; роль является смысловым центром игры и для её осуществления служит создаваемая игровая ситуация, и игровые действия.» [14с. 143]
Обязательным условием выполнения ребёнком роли какого-либо человека является выделение характерных признаков выполняемой им деятельности. Развитие роли идёт «от вычленения внешних предметных действий, характерных для взрослого, к вычленению его отношений с другими людьми.»
При этом сначала «выделяются отношения близкого взрослого к ребёнку, затем отношения взрослых друг к другу и в конце развития -отношение ребёнка ко взрослым.»
ВООБРАЖАЕМАЯ СИТУАЦИЯ служит обязательным элементом игры (Л.С. Выготский [18], А.Н. Леонтьев [43], Д.Б. Эльконин [82;83]). Она не является начальным моментом игры, но возникает в процессе игры, как её результат. В основе ролевой игры лежит определенная условность, которая принимается играющими детьми, в процессе воссоздания ребёнком реальной действительности через воплощение ими роли взрослых.
Экспериментальное исследование тревожности у студентов первого курса. Организация и методы исследования
Для подтверждения поставленной нами гипотезы мы провели экспериментальную работу со студентами Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии обучающимися на первых курсах. Общее число испытуемых составляет 30 человек. Это студенты, обучающиеся на факультетах: СПП, математики и информатики, географии, филологии, экономи ...
Сон, врабагывание, утомление, монотонна
Сон
— естественное психическое состояние человека, определяемое суточным биоритмом и проявляющееся как переход от состояния ясности сознания к его потере (при засыпании) и обратно — к ясности (при пробуждении). Сон состоит из двух стадий: медленного и быстрого сна.
На стадии медленного сна
снижается тонус мускулатуры, замедляется дых ...
Основные этапы в истории становления психологии
Первые представления о психике
были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н. э.), душ ...