Другая психология » Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Возможности обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с нарушениями интеллекта в современных исследованиях. Игра как психолого-педагогическая категория

Возможности обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с нарушениями интеллекта в современных исследованиях. Игра как психолого-педагогическая категория
Страница 3

игры меняется. Так в младшем дошкольном возрасте материал определяет тему и сюжет игры, позднее, определив сюжет, дети приписывают предметам желаемые для них свойства.

В зависимости от соотношения разных элементов игры Н.Я. Михайленко [53 с. 181] выделила сюжеты разной степени сложности:

· Сюжеты с единственным персонажем и чётко определёнными предметами в одной или нескольких ситуациях; www.cultnow.ru

· Сюжеты с несколькими персонажами и подбором соответствующих действий, в которых связь между персонажами задана посредством включения детей в общую ситуацию, или через последовательность производимых действий;

· Сюжеты, в которых кроме набора действии и связей между персонажами заданы и отношения между ними.

· Игра имеет социальный характер, поэтому её сюжет меняется с изменением исторических условий жизни людей.

· Игра осуществляется с помощью ДЕЙСТВИЙ, в которые активно включается речь. «Действие в игре всегда соответствует, хотя и своеобразно, действию людей .» [10.с.98].При этом могут быть изменены условия игры через использование предметов-заменителей, но «содержание и порядок действия обязательно должны соответствовать реальному действию» [10.с.98].Вместе с тем «игровые операции неадекватны действию, ориентированному на определённый результат. На палочке далеко не уедешь - это верно. Но в игре действие и не преследует этой задачи: ведь её мотив лежит в самом действии, а не в его результате».

Изменение характера действий в игре определяет развитие игры в целом. «Путь развития игры идёт от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой, кормить ложкой, кормить ложкой куклу, кормить ложкой куклу, как мама, - таков схематический путь к ролевой игре.» [10.с.115

Однако эти переходы не являются результатом спонтанного развития ребёнка, а требуют особого руководства со стороны взрослых.

Этому вопросу много внимания уделила Е.В. Зворыгина [32.с.131], которая выделила следующие этапы в овладении детьми игровыми действиями:

1) на первом этапе происходит овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками;

2) на втором этапе переход к игровым действиям с предметами- заместителями и с воображаемыми предметами;

3) на третьем этапе происходит обобщение, свёртывание и превращение подобных действий в указательный жест в сторону игрушки;

4) на четвёртом этапе имеет место обозначение знакомых действий словом без непосредственного их выполнения.

Основные характеристики игрового действия:

1) -наличие осознанной цели;

2) -наличие способов (операций), с помощью которых оно совершается;

3) -действие определяется как целью, так и реальными предметными условиями (наличие игрушек);

4) -в процессе игры имеет место расхождение между осознаваемой целью и реальными операциями, которые выполняет ребёнок (передвигается со стулом и говорит, что едет на машине);

5) -действия с реальными предметами приобретают особый смысл (палочка-расческа, градусник, шприц), что создаёт воображаемую ситуацию, придаёт игре условный характер.

Большинство авторов, занимавшихся описанием игр детей дошкольного возраста утверждают, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-либо РОЛИ. Без роли не существует игры. Она представляет собой воспроизводимое ребенком действие. В игровой роли ребенок берет на себя известную обобщенную социальную функцию взрослого чаще всего, функцию профессиональную, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

Роль, которую берёт на себя ребёнок, коренным образом перестраивает его действия и значения предметов, с которыми он действует; роль вносится в действия ребенка как бы извне, через сюжетные игрушки, которые подсказывают человеческий смысл действий с ними; роль является смысловым центром игры и для её осуществления служит создаваемая игровая ситуация, и игровые действия.» [14с. 143]

Обязательным условием выполнения ребёнком роли какого-либо человека является выделение характерных признаков выполняемой им деятельности. Развитие роли идёт «от вычленения внешних предметных действий, характерных для взрослого, к вычленению его отношений с другими людьми.»

При этом сначала «выделяются отношения близкого взрослого к ребёнку, затем отношения взрослых друг к другу и в конце развития -отношение ребёнка ко взрослым.»

ВООБРАЖАЕМАЯ СИТУАЦИЯ служит обязательным элементом игры (Л.С. Выготский [18], А.Н. Леонтьев [43], Д.Б. Эльконин [82;83]). Она не является начальным моментом игры, но возникает в процессе игры, как её результат. В основе ролевой игры лежит определенная условность, которая принимается играющими детьми, в процессе воссоздания ребёнком реальной действительности через воплощение ими роли взрослых.

Страницы: 1 2 3 4 5


Результаты контрольного эксперимента
После проведения формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент с той же группой испытуемых, что и на констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента. Нами использовался тест, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Результаты исследования в группе испытуемых по методике Р ...

Профилактика отклоняющегося поведения
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовате ...

Жесты
Беглого взгляда на руки того или иного человека бывает достаточно, чтобы выдвинуть предварительное предположение о его натуре. Изучение жестов (жестика) ─ составляет основную часть науки о бессловесном языке общения. Поэтому наиболее подробного рассмотрения заслуживает толкование движений рук, которые дополняют словесные высказыва ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru