Возможности обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с нарушениями
интеллекта в современных исследованиях. Игра как
психолого-педагогическая категорияСтраница 2
· игра создает такие ситуации, которые требуют от ребёнка действий по непосредственному импульсу, а не по линии наибольшего сопротивления. Удовлетворение в игре связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли;
· игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Она содержит в себе все тенденции развития; является источником развития и создает зоны ближайшего развития. Обеспечивает изменение потребностей и изменение сознания общего характера [17 с. 52].
Л.С. Выготский [17] подчеркивал, что под влиянием игры, в процессе которой реальные предметы замещаются игрушками, а реальные действия - действиями игровыми, у ребёнка развивается способность воспроизводить те или иные стороны действительности с помощью различных способов её обозначения (наглядных символов, изображений, слов). В игре развивается функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления.
Дальнейшее развитие концепция игры получила в работах С.Л. Рубинштейна [65;66], А.Н. Леонтьева [42;43], Д.Б. Эльконина [82;83] и их последователей.
Развитие игры проходит ряд этапов. На первом из них (2-3 года) дошкольник овладевает предметной деятельностью, на основе которой возникает сюжетно-ролевая игра. На этом этапе ребенок переходит от простых, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не рядом с детьми, а вместе с ними.
На втором этапе (3-5лет) возникает образно-ролевая игра. От непосредственного общения, от привычных слов, от уже знакомых интонаций ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения.
На третьем этапе (З-6 лет) появляется игра с правилами. Дошкольник научается осмыслять и воспроизводить воображаемую ситуацию. Кроме этого данный вид игры учит детей общаться. И на четвертом этапе (6-9лет), которая завершает развитие игры в дошкольном возрасте. Ребенок все действия сопровождает речью, а порой заменяют ею все действия.
Сюжетно-ролевая игра как деятельность возникает на рубеже раннего дошкольного возраста. Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с окружающими взрослыми, которые создают следующие предпосылки ролевой игры:
5) использование в игре предметов-заменителей и называние их в соответствии с их игровыми значениями;
6) овладение ребёнком достаточно сложной организацией действий, выстраивающихся в цепочку, в которой отражается логика действительных, жизненных связей, наблюдаемых в деятельности людей;
7) овладение обобщенными действиями, которые отделены от конкретных предметов;
8) наличие у ребёнка умения соотносить собственные действия с действиями взрослых и появление попыток называть себя именем взрослого (мама, шофер);
9) приобретение ребёнком относительной независимости от окружающих взрослых и проявления стремления самостоятельно действовать как они.
Предпосылки перехода от предметного действия к роли формируется к концу раннего возраста в следующей последовательности:
· выполнение ребёнком действий сначала только с теми предметами, которые использовались взрослыми в процессе их формирования;
· перенос сформированных действий на другие предметы;
· называние используемых предметов именами замещаемых, но лишь после того;
· как выполнены действия с ними, и взрослые обозначили их игровые имена;
· обозначение ребёнком себя именем человека, чьи действия он воспроизводит по предложению взрослого.
В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы:
· мотив,
· тема,
· сюжет,
· игровое действие,
· игровая роль,
· воображаемая ситуация,
· игровой материал.
Первоначально МОТИВОМ игры ребёнка выступает игровое действие, посредством которого он овладевает предметным миром. Постепенно в игре ребёнок начинает видеть в предмете не только то, как относится к нему человек, но и какие взаимоотношения возникают между людьми по поводу использования этого предмета. Таким образом, мотивом игры становится возможность взаимодействия с другими участниками игры.
ТЕМА игры представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например, «семья», «поликлиника», «магазин»).
СЮЖЕТ игры это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Внутри одной темы могут самостоятельно реализовываться разные сюжеты. Например, игра «в магазин» может быть игрой в овощной магазин, в продовольственный, универмаг и т. п. Сюжет игры зависит, в первую очередь, от близости темы личному опыту ребёнка, и от используемого в игре материала. Однако его значение по мере развития
Нарушение исполнительных функций
Современные исследования дают возможность предположить в качестве первичного компонента расстройства - нарушение исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти.
По своему типу этот дефицит напоминает лобный синдром у взрослых. Это позволяет предполагать определённую дисфункцию лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в ...
Роль обучения и воспитания в развитии внимания в младшем школьном возрасте
Основной особенностью развития младших школьников является слабость произвольного внимания. Возможности произвольного внимания в этом возрасте еще ограничены.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников без всяких усилий с их сторо ...
Проблема адаптации пожилого человека в условиях стационара
Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особе место занимают больничные учреждения со стационарными условиями обслуживания. Иначе говоря, какие проблемы испытывает пожилой человек, находясь в стационарных условиях больницы, и что может сделать медицинская сестра для его реабилитации и скорейшего выздоровления?
Стационар ...