Другая психология » Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Возможности обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с нарушениями интеллекта в современных исследованиях. Игра как психолого-педагогическая категория

Возможности обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с нарушениями интеллекта в современных исследованиях. Игра как психолого-педагогическая категория
Страница 2

· игра создает такие ситуации, которые требуют от ребёнка действий по непосредственному импульсу, а не по линии наибольшего сопротивления. Удовлетворение в игре связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли;

· игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Она содержит в себе все тенденции развития; является источником развития и создает зоны ближайшего развития. Обеспечивает изменение потребностей и изменение сознания общего характера [17 с. 52].

Л.С. Выготский [17] подчеркивал, что под влиянием игры, в процессе которой реальные предметы замещаются игрушками, а реальные действия - действиями игровыми, у ребёнка развивается способность воспроизводить те или иные стороны действительности с помощью различных способов её обозначения (наглядных символов, изображений, слов). В игре развивается функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления.

Дальнейшее развитие концепция игры получила в работах С.Л. Рубинштейна [65;66], А.Н. Леонтьева [42;43], Д.Б. Эльконина [82;83] и их последователей.

Развитие игры проходит ряд этапов. На первом из них (2-3 года) дошкольник овладевает предметной деятельностью, на основе которой возникает сюжетно-ролевая игра. На этом этапе ребенок переходит от простых, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не рядом с детьми, а вместе с ними.

На втором этапе (3-5лет) возникает образно-ролевая игра. От непосредственного общения, от привычных слов, от уже знакомых интонаций ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения.

На третьем этапе (З-6 лет) появляется игра с правилами. Дошкольник научается осмыслять и воспроизводить воображаемую ситуацию. Кроме этого данный вид игры учит детей общаться. И на четвертом этапе (6-9лет), которая завершает развитие игры в дошкольном возрасте. Ребенок все действия сопровождает речью, а порой заменяют ею все действия.

Сюжетно-ролевая игра как деятельность возникает на рубеже раннего дошкольного возраста. Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с окружающими взрослыми, которые создают следующие предпосылки ролевой игры:

5) использование в игре предметов-заменителей и называние их в соответствии с их игровыми значениями;

6) овладение ребёнком достаточно сложной организацией действий, выстраивающихся в цепочку, в которой отражается логика действительных, жизненных связей, наблюдаемых в деятельности людей;

7) овладение обобщенными действиями, которые отделены от конкретных предметов;

8) наличие у ребёнка умения соотносить собственные действия с действиями взрослых и появление попыток называть себя именем взрослого (мама, шофер);

9) приобретение ребёнком относительной независимости от окружающих взрослых и проявления стремления самостоятельно действовать как они.

Предпосылки перехода от предметного действия к роли формируется к концу раннего возраста в следующей последовательности:

· выполнение ребёнком действий сначала только с теми предметами, которые использовались взрослыми в процессе их формирования;

· перенос сформированных действий на другие предметы;

· называние используемых предметов именами замещаемых, но лишь после того;

· как выполнены действия с ними, и взрослые обозначили их игровые имена;

· обозначение ребёнком себя именем человека, чьи действия он воспроизводит по предложению взрослого.

В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы:

· мотив,

· тема,

· сюжет,

· игровое действие,

· игровая роль,

· воображаемая ситуация,

· игровой материал.

Первоначально МОТИВОМ игры ребёнка выступает игровое действие, посредством которого он овладевает предметным миром. Постепенно в игре ребёнок начинает видеть в предмете не только то, как относится к нему человек, но и какие взаимоотношения возникают между людьми по поводу использования этого предмета. Таким образом, мотивом игры становится возможность взаимодействия с другими участниками игры.

ТЕМА игры представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например, «семья», «поликлиника», «магазин»).

СЮЖЕТ игры это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Внутри одной темы могут самостоятельно реализовываться разные сюжеты. Например, игра «в магазин» может быть игрой в овощной магазин, в продовольственный, универмаг и т. п. Сюжет игры зависит, в первую очередь, от близости темы личному опыту ребёнка, и от используемого в игре материала. Однако его значение по мере развития

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендации преподавателям вуза по оптимизации уровня тревожности
Чтобы существенно снизить тревожность, необходимо обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Меньше критиковать и больше подбадривать, причем не сравнивать с другими, а только с самим собой, оценивая улучшение результатов. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи студента не велики. Не фиксировать пос ...

Секс как игра
Делу - время, потехе - час. А в какое место Вы поместите секс? В дело или в потеху? Давайте только определимся с термином "потеха". Когда возникла эта поговорка этот термин был вполне положительным термином, а сейчас это - устаревший термин, в котором есть какой-то негативный оттенок, который мешает назвать секс потехой. Поэто ...

Особенности социализации и влияние семьи на формирование личности правонарушителя в подростковом возрасте
Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, социальных группах и приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм и правил поведения. Часто выделяют ряд стадий социализации: 1) первичная или ранняя социализация (от рождения до подросткового возраста); 2) стадия индивидуал ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru