Другая психология » Основы психологии и педагогики » Демократизация школьного образования

Демократизация школьного образования

К демократизации общеобразовательной школы, как считает А. Н. Джуринский есть два подхода:

• Эгалитаристский подход — основан на идее уравнивания или единообразия. Согласно этому подходу все детиравны от рождения, и в практике образования это при­водит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощре­нию одних учеников по сравнению с другими. Подтвер­ждая это, английский профессор Дж. Холден отмечает, что эгалитарное (уравнительное) образование опасно для подлинной демократизации. Что концепция формально единой школы, в соответствии с которой проходили мно­гие реформы в XX веке, нанесла ущерб всем учащимся, потому что не позволила учитывать различия в способ­ностях.

• Антиэгалитаристский подход — основан на идеях плю­рализма, вариативности, диверсификации (разнообразия) общеобразовательной школы и, вместе с тем, на преемственности ступеней образования. В рамках этого подхода японский профессор Такэда Масанао называет следующие признаки системы образования демократического типа: — равенство членов общества перед образованием, то есть его доступность независимо от социального положе­ния, пола, а также от национальной, религиозной и расо­вой принадлежности;

—децентрализация школьной системы, означающая, в частности, право местных органов власти распоряжаться финансами и подбирать педагогические кадры;

—открытость системы образования, трактуемая как преемственность всех ступеней;

—право родителей и учеников на выбор учебного за­ведения;

—организация учебного процесса, при котором фор­мируется человек, способный свободно, творчески мыс­лить и работать.

Одной из важнейших проблем демократизации обще­образовательной школы являются гарантии права на об­разование. Именно благодаря реализации этих прав в ве­дущих странах мира сделалось массовым полное среднее образование. В то же время в экономически отсталых стра­нах для учащихся из малоимущих семей нет возможности получить достойное образование. Для устранения наибо­лее острых противоречий между демократизмом школьных структур и социального неравенства при получении обра­зования правительствами предлагаются "определенные' со­циальные меры поддержки малоимущих, а также осущест­вляется совершенствование самих школьных систем.

Одним из наиболее эффективных направлений улуч­шения качества обучения всех школьников у нас сегодня считается дифференциация образования как по типам об­щеобразовательных учреждений (школа, гимназия, ли­цей), так и по классам с углубленным изучением различ­ных предметов.


Основные методы психологии.
Методологическая основа изучения психики: принцип системности, принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, комплексный принцип, принцип объективности (максимальной независимости от личности и среды). Методы: 1) Организационные: сравнительное, лонгэтюдное, комплексное исследования; 2) Эмпирические методы: наблюд ...

Семейные взаимоотношения и особенности эмоционального благополучия личности старшего дошкольника. Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций
В настоящее время проблемам родительства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной сам ...

Теоретические и методологические аспекты исследования зрительной образной памяти у старших дошкольников с нарушениями зрения. Зрительная образная память как вид памяти в работах зарубежных и отечест
Рассматривать зрительную образную память следует, прежде всего, как вид памяти. Поэтому считаем необходимым уделить внимание изначально характеристике памяти как психическому явлению. На протяжении столетий механизмы и функции памяти привлекали внимание философов, генетиков, медиков, кибернетиков и т.д. Память далеко не сразу была выд ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru