Другая психология » Основы психологии и педагогики » Демократизация школьного образования

Демократизация школьного образования

К демократизации общеобразовательной школы, как считает А. Н. Джуринский есть два подхода:

• Эгалитаристский подход — основан на идее уравнивания или единообразия. Согласно этому подходу все детиравны от рождения, и в практике образования это при­водит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощре­нию одних учеников по сравнению с другими. Подтвер­ждая это, английский профессор Дж. Холден отмечает, что эгалитарное (уравнительное) образование опасно для подлинной демократизации. Что концепция формально единой школы, в соответствии с которой проходили мно­гие реформы в XX веке, нанесла ущерб всем учащимся, потому что не позволила учитывать различия в способ­ностях.

• Антиэгалитаристский подход — основан на идеях плю­рализма, вариативности, диверсификации (разнообразия) общеобразовательной школы и, вместе с тем, на преемственности ступеней образования. В рамках этого подхода японский профессор Такэда Масанао называет следующие признаки системы образования демократического типа: — равенство членов общества перед образованием, то есть его доступность независимо от социального положе­ния, пола, а также от национальной, религиозной и расо­вой принадлежности;

—децентрализация школьной системы, означающая, в частности, право местных органов власти распоряжаться финансами и подбирать педагогические кадры;

—открытость системы образования, трактуемая как преемственность всех ступеней;

—право родителей и учеников на выбор учебного за­ведения;

—организация учебного процесса, при котором фор­мируется человек, способный свободно, творчески мыс­лить и работать.

Одной из важнейших проблем демократизации обще­образовательной школы являются гарантии права на об­разование. Именно благодаря реализации этих прав в ве­дущих странах мира сделалось массовым полное среднее образование. В то же время в экономически отсталых стра­нах для учащихся из малоимущих семей нет возможности получить достойное образование. Для устранения наибо­лее острых противоречий между демократизмом школьных структур и социального неравенства при получении обра­зования правительствами предлагаются "определенные' со­циальные меры поддержки малоимущих, а также осущест­вляется совершенствование самих школьных систем.

Одним из наиболее эффективных направлений улуч­шения качества обучения всех школьников у нас сегодня считается дифференциация образования как по типам об­щеобразовательных учреждений (школа, гимназия, ли­цей), так и по классам с углубленным изучением различ­ных предметов.


Социальная природа темперамента
Сколь значительную роль ни играют во впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического рецепторного и центрального аппарата, все же впечатлительность человека к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными «раздражителями ...

Консультирование родителей
Одна из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться в консультационной работе, — жалобы родителей на трудности во взаимоотношениях со своими взрослыми детьми. Обычно с такими жалобами приходят матери, но бывает, что и оба родителя или даже один отец. При этом обычно факт своего обращения за помощью они хотят сохранить в ...

Перспективы и тенденции развития психологии
Особое внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед российскими психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практического знания. Одним и из интересных направлений современной психологии является психология малых групп – исследование формальных и неформальных группировок, феноменов лидерства и ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru