Другая психология » Психологическая помощь беспризорным детям » Семья. Её влияние на воспитание детей

Семья. Её влияние на воспитание детей
Страница 1

Каждая семья отличается индивидуально организованными внутренними отношениями, бытом, традициями. Психологический микроклимат семьи играет большую роль в воспитании детей и отражает, прежде всего, нравственный, этический и эстетический характер семейных отношений.

Состав семьи и межличностные отношения ее членов, умение в процессе становления семейного уклада преодолевать трудности, адекватно реагировать на происходящие события, адаптироваться к возникающим изменениям – все это отличительные признаки, которые создают определенный тип семьи.

Психиатрической науке детского и подросткового возраста известна зависимость различных отклонений в поведении и характере детей от семейных взаимоотношений и родительского воспитания. Одной из основных причин отклоняющегося от норм поведения подростка является неправильное воспитание в семье. «Трудный» подросток, как правило, живет в «трудной семье», он является свидетелем конфликтов между родителями, болезненно переживает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда благополучные семьи бросаются в глаза. К неблагополучным семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка относятся следующие их типы: «неполная»семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых воспитанием подростка занимаются прародители (бабушка, дедушка); «конфликтная»семья, в которой существует психологическая напряженность взаимоотношений, семья, в которой мир и согласие держаться на временных компромиссах, в которой в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой; «асоциальная»семья – преобладают антиобщественные тенденции, члены семьи вступают в противоречие с законом; семья с «алкогольным бытом»

– основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков; «формальная»семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи, семейные обязанности выполняются формально; семья, в которой имеется душевнобольные родители

(в таких случаях вообще не создаются условия полноценного развития личности).

Психологические исследования показали, что именно в неблагополучных семьях чаще всего встречаются и неправильные приемы воспитания, которые приводят к нарушениям формирования характера и проблемам поведения подростков. Воспитание по типу безнадзорности наблюдается в неполных семьях, а также в семьях, где родители находятся в конфликтных отношениях или злоупотребляют алкоголем, а иногда ведут и аморальный образ жизни. Причиной безнадзорности может явиться также нежелание родителей уделять внимание и время воспитанию детей, которые рассматриваются как помеха достижению личных эгоистических целей.

У подростков, выросших в условиях безнадзорности, могут наблюдаться трудности поведения, склонность к вредным привычкам (раннее курение, употребление алкогольных напитков и т.д.). Часто отмечается незрелость нравственных установок (чувства долга, ответственность, стремление к добру с неприятием зла и т.п.), что может становиться источником асоциального поведения. У таких подростков, как правило, формируются патологические черты характера в виде повышенной аффектности, возбудимости, несдержанности, в связи с чем, они часто конфликтуют, вступают в драки.

Мне кажется необходимым обратить особое внимание на семьи, которые объединены общим понятием – «полные, формально благополучные».Действительно, при первом знакомстве с такой семьей определяется статус полного семейного благополучия. Однако более пристальное их изучение позволяет вскрыть глубоко запрятанные сложные проблемы. В таких семьях не скрываются принципиальные расхождения в подходе к подростку. Родители непоследовательны в своих требованиях и установок, они не понимают и не стараются понять характерологические особенности своих детей. В связи, с чем воспитательные меры вызывают у подростков различные характерологические и патохарактерологическое реакции. Нередко подросток становится арбитром в сложных, напряженных взаимоотношениях между родителями. Поэтому не удивительно, что именно в этих семьях, согласно полученным данным, за внешней благопристойностью скрываются самые разнообразные типы аморального воспитания. Внешнее семейное благополучие, как правило, дезорганизуют окружающих, педагогов, воспитателей, а сами родители понимают всю серьезность положения лишь тогда, когда нарушенные формы поведения детей ставят их перед необходимостью держать ответ перед различными общественными организациями, в том числе и перед правоохранительными организациями.

Страницы: 1 2


Виды, свойства и функции ощущений
Ощущение – это психологический процесс отражения отдельных св-в и качеств объектов окр. мира. Они обеспечивают чувственное познание мира. На процессе ощущения основаны более сложные когнитивные процессы. Ощущения всегда опосредствованы знанием. В ощущениях отражаются объективные качества объектов (t°,вкус,запах), их интенсивность и про ...

Эмпирические исследования проблемы формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста на специальноорганизованных занятиях, а так же в играх целенаправленно запланированных на
Базой нашего исследования стал детский сад № 1 «Колосок» Любинского района Омской области который расположен по улице Почтовая. Группа была разделена на две подгруппы по 15 человек. ЦЕЛЬЮ констатирующего эксперимента было выявление уровня развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. ...

Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей программы
Задачи программы: 1. Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста. 2. Повышение квалификации педагогов по проблеме развития внимания детей младшего школьного возраста Представленная коррекционная программа была направлена, прежде всего, на шлифовку внимания. Она предназначена для учащихся, испытывающих трудности ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru