Другая психология » Развитие внимания у младших школьников » Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания у младших школьников. Методы организации исследования

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания у младших школьников. Методы организации исследования
Страница 1

Нам уже известно, что в младшем школьном возрасте в центр психологического развития ребёнка выдвигается формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление. На протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок учиться управлять своим поведением, в том числе и вниманием. Происходит это медленно и постепенно.

Зачастую произвольность развивается стихийно, причём ребёнок не редко приспосабливается к условиям учёбы.

Выбор метода обследования уровня развития внимания - один из наиболее сложных этапов диагностико-коррекционной работы.

Для научно-практической психодиагностики важным является быстрота и акцент обследования на конкретной проблеме.

В психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида, основанный на предпосылке и множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого психологического факта

Очень важно сочетание этих подходов, но главным является качественная характеристика полученных данных.

Тестовые методики [25, С.36] обладают целым рядом достоинств: хороший тест аккумулирует в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах.

Однако принципиально недопустимо использовать тесты для жёсткого отбора, селекции учащихся. Эти методы помогать выявить психологические особенности, причины отдельных нарушений или недостатков с целью их коррекции и содействия развитию учащихся.

Опыт работы школьных психологов показывает, что психолог должен владеть самыми разнообразными методами - как высоко формализованными (техниками типа теста Векслера, опросника Кэттлера, теста Алетхадора), так и низко формализованными (наблюдение, беседа, проективные методы). Лишь разнообразие методов может дать новое знание.

Очень эффективен метод так называемого «интенсивного наблюдения» [25, С.39]. Он даёт тонкое психологическое значение ребёнка.

Применяя различные методические средства, психолог получает всё более и более точную картину индивидуальных особенностей ребёнка, в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития.

В целом ряде случаев психолог должен получить быструю и оперативную информацию о ребёнке. Отсюда острая потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику.

Экспресс-методики большей частью основаны на качественном анализе высказываний, продуктов деятельности, способов выполнения заданий. В качестве таких психодиагностических средств могут быть использованы так называемые функциональные пробы.

Роль функциональной пробы могут играть экспериментальные задания, способные актуализировать умственные операции, которыми пользуется ребёнок в своей жизнедеятельности.

Центральный момент диагностико-коррекционной работы -психологический диагноз.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз -предсказание на основе проделанных этапов исследования. Прогноз фиксируется в двух направлениях: при условии, если с ребёнком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если с ребёнком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет.

Работа психолога обязательно должна приводить к выработке конкретных рекомендаций.

Страницы: 1 2 3


Сложившийся характер личности. Основные характерные черты личности
Человеческая личность, характер – явления не только очень сложные, но и исключительно подвижные, динамичные. Характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Порой, даже очень смелые люди могут испытать чувство страха, но их не назовешь трусами. Зная характер человека, то есть его важные и ус ...

Методы психологической гигиены и психологической профилактики синдрома эмоционального «выгорания»
Психологическая гигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды образ жизни, благотворно влияющие на психологическое развитие психического состояния человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психическое здоровье предполагает состояние полного душе ...

Метод наблюдения и беседы в диагностике психического развития младших школьников
Школьный психолог может использовать в целях диагностики учащихся не только экспериментальные методики, анкеты, наблюдения учителей по составленной им программе, но и материалы бесед, интервью, позволяющие получить более глубокие и разносторонние сведения о личности ученика. Путем наблюдения можно оценивать некоторые индивидуально-псих ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru