Методика исследования
Страница 2

Обобщение (определение предметов) основано на выделении родового признака и сравнения их. При этом происходит не только анализ свойств предмета явления, но и устанавливаются определенные отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение. Определение предметов имеет несколько ступеней точности. Оно может быть точным, когда указывается родовое и видовое различие, или правильным, но недостаточно точным, когда указывается только род. Определение на более низкой ступени считается в том случае, когда указывается наличие предмета, и недостаточное определение – когда отмечаются наглядные признаки – форма, цвет.

Инструкция

Методика рассчитана на обследование ребенка от 7 до 10-летнего возраста.

Обследование – индивидуальное; время не ограничивается. Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.

После прочтения первого задания 1-го субтеста ребенка спрашивают: «Какое из пяти слов подходит к приведенной части фразы?». Если ответ правильный, задается вопрос: - «Почему не шнурок?». После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном – 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагают подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки результат оценивается в 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняют понимание слова «всегда», что важно для решения 6 и 8 проб того же субтеста. При решении второй и последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

После прочтения первого задания 2-го субтеста экспериментатор сообщает, что одно слово из пяти лишнее, его надо исключить и спрашивает: - «Какое слово надо исключить?». Если ответ правильный, задается вопрос: - «Почему?». При правильном объяснении результат оценивается в 1 балл, при ошибочном – 0,5 балла. Если ответ после первой попытки ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки – 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10-й проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2-го субтеста, дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

После прочтения первого задания 3-го субтеста ребенку предлагают подобрать из пяти слов, написанных под чертой одно, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» - к слову «огурец». За правильный ответ – 1 балл, за ответ после второй попытки – 0,5 балла.

После прочтения слов первого задания 4-го субтеста ребенка просят назвать подходящее для этих двух слов обобщающее понятие: «Как назвать это одним словом?». При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки – аналогичны выше приведенным. При решении 3-го и 4-го субтестов уточняющие вопросы не задаются.

Обработка результатов

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех заданий 4-х субтестов – 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку – дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Необходимо отметить, что успешность решения заданий на аналогии коррелирует с умственным развитием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Анализ и интерпритация результатов
Произведя первичную обработку бланков ответов по методикам Г. Айзенка и В.М. Русалова, мы получили данные, позволяющие определить тип темперамента каждого испытуемого, а по методике Т. Лири – выявить преобладающий стиль общения. Проведен анализ, позволяющий разделить всех испытуемых на условные группы с учетом выраженности психодинами ...

Современное состояние российской психологии
Российскими психологами и педагогами сегодня обсуждается специфическое положение в современной отечественной психологии, связанное с переходом от советской психологии к психологии российской. Особое внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практиче ...

Реализация условий развития памяти младших школьников в процессе языковой теории
На формирующем эксперименте мы провели работу по развитию памяти у испытуемых. Для этого мы провели серию занятий по изучению языковой теории с использованием специально подобранных упражнений, направленных на улучшение памяти. Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти и облегчения запоминания. 1. Образование смысло ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru