Влияние личностных особенностей на формирование
образа профессионального будущего у молодого специалистаСтраница 6
В нашем исследовании при изучении взаимосвязи такой личностной особенности как мотивация достижения и образа профессионального будущего молодого специалиста мы основываемся на теории приобретенных потребностей Д. МакКлелланда.
Стремление к достижению успеха по Ф. Хоппе или "мотив достижения" по Д. Мак-Клелланду - это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Впервые эта диспозиция (мотивационное свойство) была выделена в классификации Г. Мюррея, который понимал ее как устойчивую потребность в достижения результата в работе, как стремление "сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле". Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного ее содержания [68].
Д. Мак-Клелланд начал изучать "мотив достижения" в 40-х годах XX века и со своими сотрудниками создал первый стандартизированный вариант методики его измерения - Тест тематической апперцепции (ТАТ). При этом были выявлены два вида "мотива достижения": стремление к успеху и стремление избежать неудачи. В дальнейшем В. Мейер, X. Хекхаузен и Л. Кеммлер создали вариант ТАТ для обоих "мотивов достижения". Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи - как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу [74].
Разные авторы по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Одни считают (например, Д. Аткинсон), что это взаимоисключающие полюса на шкале "мотива достижения" и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей (и наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху). Другие доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями. И действительно, имеются данные, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция. Поэтому, скорее всего речь идет о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений.
Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
Количество опрошенных учащихся
%
соотношение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
+
+
+
+
+
+
+
+
80
2
+
+
+
+
+
+
+
+
80
3
+
+
+
+
+
+
+
70
4
+
+
+
+
+
50
5
+
+
+
+
+
+
+
+ ...
Невербальные элементы коммуникации
Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается межкультурный смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образ ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА №1
Мои мама и папа (старшая сестричка братик):
1. чистят зубы утром и вечером;
2. моют руки перед едой и после прогулки;
3. регулярно принимают душ;
4. часто ходят пешком;
5. проветривают комнату перед сном;
6. прогуливаются по улице перед сном;
7. занимаются спортом (бег, плавание и др.);
8. всегда ложатьс ...
