Психологический эксперимент: естественный и лабораторный. Организация
экспериментального изучения детей с нарушениями в развитииСтраница 1
Эксперимент (латин. experimentum - проба, опыт) - единственный метод исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о причинах такой взаимосвязи. Условия психологического эксперимента контролируются таким образом, чтобы можно было обнаружить эти причины.
С.Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента как метода исследования:
1. в эксперименте в отличие от наблюдения исследователь сам вызывает изучаемое им явление;
2. экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
3. в эксперименте возможно последовательное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
4. эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных данных (табл.2).
Таблица 2. Варианты психологического эксперимента
Критерий выделения |
Вариант эксперимента |
Основная характеристика |
Условия проведения |
Лабораторный. Естественный. Полевой |
Искусственная ситуация с использованием специальной аппаратуры. Обычные жизненные условия, вмешательство психолога не нарушает их естественности для испытуемого. Использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной |
Влияние на развитие психики |
Констатирующий. Формирующий (обучающий, воспитывающий) |
Выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующего свойства или качества на данный момент. Направленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств |
Психологическое консультирование семей, имеющих детей с нарушением развития.
В этой области можно условно выделить два крупных направления в зависимости от «объекта» работы (слово «объект» взято в кавычки неслучайно, так как подразумевается его активность в ходе консультирования) - консультирование членов семьи (прежде всего родителей) и консультирование самого ребенка. Уже из самого определения понятия психологического консультирования понятно, что оно возможно лишь начиная с определенного возраста, а конкретно - с подросткового. Только в этот период развитие самосознания и самопознания подростка позволяет ему выявлять те или иные проблемы и обращаться за помощью, причем у него не должно быть выраженных нарушений психики. При консультировании семьи с ребенком нередко тоже ведется работа (прежде всего - диагностическая), но в этом случае он более пассивен. Рассмотрим эти направления консультирования.
1. Консультирование семей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии. В консультативно-психологической помощи семье условно выделяют несколько моделей, из которых основными являются следующие.
A. Педагогическая модель («Семья в психологической консультации», 1989): основывается на гипотезе о недостаточной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка. Консультант анализирует ситуацию жалобы родителей и вместе с ними вырабатывает программу воспитательных мероприятий. Он выступает в роли специалиста, авторитета, дает советы, задания, проверяет их выполнение. Вопрос о том, что проблемы могут быть у самих родителей, впрямую не рассматривается.
Б. Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке информации о ребенке у родителей и предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в соответствующую школу, клинику и т.п.).
B. Психологическая (психотерапевтическая) модель: опирается на предположение о том, что семейные проблемы связаны с неправильным внутрисемейным общением, с личностными особенностями членов семьи, с нарушением межличностных отношений. Помощь специалиста заключается в мобилизации внутренних ресурсов семьи для адаптации к стрессовой ситуации.
Фактически при работе с семьей используются все эти модели, но важно подчеркнуть, что психологическая модель должна всегда сопровождать и в некотором смысле предшествовать другим видам помощи.
Количество опрошенных учащихся
%
соотношение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
+
+
+
+
+
+
+
+
80
2
+
+
+
+
+
+
+
+
80
3
+
+
+
+
+
+
+
70
4
+
+
+
+
+
50
5
+
+
+
+
+
+
+
+ ...
Что такое ощущение?
Ощущение – это психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т.е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения органов чувств, а также возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание си ...
Психологические
особенности личности военнослужащих, получивших ранения и их учет в социально –
психологической реабилитации. Психологические особенности личности военнослужащих,
получивших ранения
Данные психодиагностического обследования разных лет показали, что уровень тревожности, депрессии и общей психопатологической симптоматики в группе военнослужащих с ПТСР по всем шкалам оказался выше, чем в группе без диагноза. Обследование афганских ветеранов подтведило существование зависимости между тяжестью боевого опыта (количеством ...