Факторный анализ полученных данных и интерпретация результатовСтраница 2
* — значимая факторная нагрузка (р>0,5).
В первый фактор вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, социальная эмоциональность) и межличностного (авторитарность, эгоизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,78), подвижность нервных процессов (0,69), социальная эргичность (0,68), пластичность (0,86) и авторитарность (0,68). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, что, в свою очередь, указывает на развитую и гармоничную структуру интегральной индивидуальности у студентов с первым типом ценностных ориентации, высоко ценящих личную жизнь и личное счастье.
В составе первого фактора оказались следующие качества: сила нервного возбуждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельности и социальных контактах, стремление к лидерству, общительность, высокая переключаемость, темп и социальный темп, авторитарность и эгоизм. Данный фактор является фактором силы, поскольку в нем доминируют авторитарность и эгоизм как основные черты поведения, которые сопровождаются отрицанием эмоциональности в социальном поведении, снижением чувствительности к оценкам со стороны, критике и чужому мнению.
Высокие показатели социальной эргичности (потребность в социальных контактах, общительность) в данной группе студентов соответствуют типу ценностных ориентации, так как среди значимых ценностей у этих студентов присутствует общение (наличие друзей). Однако отрицательный показатель социальной эмоциональности, то есть эмоциональной чувствительности к оценкам окружающих людей, к критике со стороны, говорит, скорее всего, об узости круга общения данной группы студентов. Для них важно безоценочное общение, которым как раз и является общение с друзьями.
Второй фактор, выявленный в группе студентов с первым типом ценностных ориентации, имеет частичную насыщенность и является оценочным. В него вошли показатели только межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,63), агрессивность (0,80), подозрительность (-0,58) и дружелюбность (0,74). На положительном полюсе располагается дружелюбность, что говорит о способности студентов первой группы к доброжелательному отношению в поведении, гибкости при решении проблем, умении расположить к себе человека; противоположный полюс указывает на отрицание агрессивных тенденций в поведении и на отсутствие подозрительности.
Таким образом, факторный анализ структуры интегральной индивидуальности студентов с ориентацией на ценности личной жизни обнаружил достаточно развитую и гармоничную структуру индивидуальности (полная насыщенность первого фактора), а также выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди вторых наибольшее значение имеют такие качества, как авторитарность и эгоистичность в поведении и низкая чувствительность к кринке и оценкам со стороны социального окружения.
В первый фактор, так же как и у предыдущей группы студентов, вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: Нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность) и межличностного (авторитарность, альтруизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,82), подвижность нервных процессов (0,77), темп (0,77) и социальный темп (0,61). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, то есть структура интегральной индивидуальности у студентов со вторым типом ценностных ориентации (с ориентацией на ценности самореализации) развита и гармонична.
Таблица 3. Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов со вторым типом ценностных ориентации
Уровень интегральной индивидуальности |
Фактор | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Сила процессов возбуждения |
0,823063* |
-0,124110 |
0,181079 |
0,156664 |
0,008965 |
Сила процессов торможения |
0,004102 |
0,198826 |
0,709119 |
- 0,026709 |
-0,002180 |
Подвижность нервных процессов |
0,772719* |
- 0,269266 |
0,395841 |
- 0,077597 |
-0,076180 |
Эргичность |
0,518082* |
-0,445698 |
0,034221 |
- 0,033882 |
-0,163162 |
Социальная эргичность |
0,571342* |
- 0,096961 |
- 0,024985 |
-0,307119 |
0,090406 |
Пластичность |
0,551621* |
- 0,078684 |
- 0,038202 |
- 0,032985 |
- 0,052002 |
Социальная пластичность |
0,226994 |
-0,367248 |
-0,598164 |
- 0,054941 |
0,249970 |
Темп |
0,775834* |
- 0,334049 |
-0,101986 |
-0,138373 |
- 0,036223 |
Социальный темп |
0,615987* |
-0,333514 |
-0,212948 |
- 0,046861 |
-0,120193 |
Эмоциональность |
-0,556551* |
- 0,480269 |
0,290847 |
- 0,087978 |
0,138132 |
Социальная эмоциональность |
- 0,285459 |
-0,418944 |
0,311345 |
- 0,296306 |
-0,033539 |
Авторитарность |
0,521139* |
- 0,202592 |
0,411835 |
0,304065 |
0,303182 |
Эгоистичность |
0,434293 |
-0,622218* |
0,129487 |
0,462527 |
0,051781 |
Агрессивность |
-0,247130 |
- 0,427434 |
- 0,348384 |
0,235718 |
0,607207 |
Подозрительность |
- 0,434736 |
-0,390717 |
0,199942 |
-0,078653 |
0,467638 |
Подчиняемость |
-0,290184 |
-0,460951 |
-0,049901 |
- 0,639599 |
-0,198221 |
Зависимость |
0,219977 |
0,167701 |
0,282486 |
- 0,390955 |
0,324683 |
Дружелюбие |
0,402470 |
0,711541* |
0,013937 |
-0,320156 |
0,468009 |
Альтруистичность |
0,551427* |
0,557035* |
-0,301599 |
-0,219601 |
0,116538 |
Собственное значение фактора |
4,906708 |
2,952920 |
1,811827 |
1,328527 |
1,201147 |
% объясняемой дисперсии |
0,258248 |
0,155417 |
0,095359 |
0,069922 |
0,063218 |
Понятие, признаки и проявление воли у человека
Воля — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивид ...
Влияние мотивации одобрения на качество обучения
Взаимоотношение, процесс коммуникации, - широкое и емкое понятие. Это осознанное и неосознанное, вербальная и невербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и всегда. Взаимоотношение многолико: оно имеет много форм, видов. Педагогическое взаимоотношение есть частный вид общения людей. Ему присущи как общие черт ...
Основные психологические концепции к изучению развития зрительной образной
памяти слабовидящих детей
Коррекционно-развивающая работа современного типа должна не только основываться на структуре и иерархии конкретного варианта психического развития, но и учитывать взаимодействие и взаимовлияние всех базовых составляющих, на основе чего создается оптимальная последовательность включения тех или иных специальных воздействий.
А.В. Семенов ...