Факторный анализ полученных данных и интерпретация результатов
Страница 2

* — значимая факторная нагрузка (р>0,5).

В первый фактор вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, социальная эмоциональность) и межличностного (авторитарность, эгоизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,78), подвижность нервных процессов (0,69), социальная эргичность (0,68), пластичность (0,86) и авторитарность (0,68). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, что, в свою очередь, указывает на развитую и гармоничную структуру интегральной индивидуальности у студентов с первым типом ценностных ориентации, высоко ценящих личную жизнь и личное счастье.

В составе первого фактора оказались следующие качества: сила нервного возбуждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельности и социальных контактах, стремление к лидерству, общительность, высокая переключаемость, темп и социальный темп, авторитарность и эгоизм. Данный фактор является фактором силы, поскольку в нем доминируют авторитарность и эгоизм как основные черты поведения, которые сопровождаются отрицанием эмоциональности в социальном поведении, снижением чувствительности к оценкам со стороны, критике и чужому мнению.

Высокие показатели социальной эргичности (потребность в социальных контактах, общительность) в данной группе студентов соответствуют типу ценностных ориентации, так как среди значимых ценностей у этих студентов присутствует общение (наличие друзей). Однако отрицательный показатель социальной эмоциональности, то есть эмоциональной чувствительности к оценкам окружающих людей, к критике со стороны, говорит, скорее всего, об узости круга общения данной группы студентов. Для них важно безоценочное общение, которым как раз и является общение с друзьями.

Второй фактор, выявленный в группе студентов с первым типом ценностных ориентации, имеет частичную насыщенность и является оценочным. В него вошли показатели только межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,63), агрессивность (0,80), подозрительность (-0,58) и дружелюбность (0,74). На положительном полюсе располагается дружелюбность, что говорит о способности студентов первой группы к доброжелательному отношению в поведении, гибкости при решении проблем, умении расположить к себе человека; противоположный полюс указывает на отрицание агрессивных тенденций в поведении и на отсутствие подозрительности.

Таким образом, факторный анализ структуры интегральной индивидуальности студентов с ориентацией на ценности личной жизни обнаружил достаточно развитую и гармоничную структуру индивидуальности (полная насыщенность первого фактора), а также выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди вторых наибольшее значение имеют такие качества, как авторитарность и эгоистичность в поведении и низкая чувствительность к кринке и оценкам со стороны социального окружения.

В первый фактор, так же как и у предыдущей группы студентов, вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: Нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность) и межличностного (авторитарность, альтруизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,82), подвижность нервных процессов (0,77), темп (0,77) и социальный темп (0,61). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, то есть структура интегральной индивидуальности у студентов со вторым типом ценностных ориентации (с ориентацией на ценности самореализации) развита и гармонична.

Таблица 3. Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов со вторым типом ценностных ориентации

Уровень интегральной индивидуальности

Фактор

1

2

3

4

5

Сила процессов возбуждения

0,823063*

-0,124110

0,181079

0,156664

0,008965

Сила процессов торможения

0,004102

0,198826

0,709119

- 0,026709

-0,002180

Подвижность нервных процессов

0,772719*

- 0,269266

0,395841

- 0,077597

-0,076180

Эргичность

0,518082*

-0,445698

0,034221

- 0,033882

-0,163162

Социальная эргичность

0,571342*

- 0,096961

- 0,024985

-0,307119

0,090406

Пластичность

0,551621*

- 0,078684

- 0,038202

- 0,032985

- 0,052002

Социальная пластичность

0,226994

-0,367248

-0,598164

- 0,054941

0,249970

Темп

0,775834*

- 0,334049

-0,101986

-0,138373

- 0,036223

Социальный темп

0,615987*

-0,333514

-0,212948

- 0,046861

-0,120193

Эмоциональность

-0,556551*

- 0,480269

0,290847

- 0,087978

0,138132

Социальная эмоциональность

- 0,285459

-0,418944

0,311345

- 0,296306

-0,033539

Авторитарность

0,521139*

- 0,202592

0,411835

0,304065

0,303182

Эгоистичность

0,434293

-0,622218*

0,129487

0,462527

0,051781

Агрессивность

-0,247130

- 0,427434

- 0,348384

0,235718

0,607207

Подозрительность

- 0,434736

-0,390717

0,199942

-0,078653

0,467638

Подчиняемость

-0,290184

-0,460951

-0,049901

- 0,639599

-0,198221

Зависимость

0,219977

0,167701

0,282486

- 0,390955

0,324683

Дружелюбие

0,402470

0,711541*

0,013937

-0,320156

0,468009

Альтруистичность

0,551427*

0,557035*

-0,301599

-0,219601

0,116538

Собственное значение фактора

4,906708

2,952920

1,811827

1,328527

1,201147

% объясняемой дисперсии

0,258248

0,155417

0,095359

0,069922

0,063218

Страницы: 1 2 3 4 5


Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
В психологии особое внимание уделяется вопросам влияния стрессогенных факторов на работоспособность и надежность профессиональной деятельности человека. Исследователей интересует преимущественно анализ реакции человека на стресс, вызываемых внешними факторами среды. Исследования показали, что под воздействием стресса разной этиологии ух ...

Методика исследования
Методика исследования включает тест «Исследование словесно-логического мышления детей 7-10 лет» (Э.Ф. Замбацявичене). Для исследования использован только один тест, т. к. в его состав входят 4 субтеста, которые направлены на исследование различных операций мышления (1-й субтест – на выявление осведомленности; 2-й субтест – на классифик ...

Практическая и научная педагогика
В педагогике различают две ее составляющих: педагоги­ку как практическую деятельность по воспитанию чело­века, в том числе народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики, и научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и раз­рабатывает научные рекомендации для его улучшения. Основные категории научн ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru