Факторный анализ полученных данных и интерпретация результатов
Страница 3

* — значимая факторная нагрузка (р>0,5).

Первый фактор составили сильные качества — сила нервного возбуждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельности и социальных контактах, общительность, предметная пластичность, темп и социальный темп, авторитарность и альтруизм. Данный фактор является фактором силы, где доминируют авторитарность и альтруизм как основные черты поведения, которые не противоречат друг другу, так как авторитаризм представляет собой уверенность в себе, способность брать на себя ответственность, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей, а альтруизм характеризуется стремлением заботиться о других, проявлять сострадание, сочувствовать, а также выказывать высокую ответственность по отношению к людям. Для данной группы также характерны очень высокие показатели темпа и социального темпа, что соответствует типу ценностных ориентации этой группы. Например, ценность «активная деятельная жизнь» предполагает высокий темп деятельности и общения.

Второй фактор в группе студентов с ориентацией на ценности самореализации имеет частичную насыщенность и является фактором оценки. Он представлен свойствами только межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,62), дружелюбность (0,71) и альтруизм (0,55). Из всех показателей во втором факторе доминирует дружелюбность как стиль поведения — она расположена на положительном полюсе и имеет высокую факторную нагрузку. По данным факторного анализа такой стиль поведения у студентов второй группы осуществляется посредством снижения эгоистичности. Чем выше у этих студентов альтруистичность и дружелюбность, тем менее эгоистично их поведение.

Таким образом, факторный анализ структуры интегральной индивидуальности студентов с ориентацией на ценности самореализации также обнаружил достаточно развитую и гармоничную структуру индивидуальности (полная насыщенность первого фактора) и выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди которых наибольшее значение имеют авторитарность и альтруистичность в поведении. Кроме того, для данной группы студентов характерны высокие показатели темпа деятельности и общения, что в общем соответствует типу ценностных ориентации.

В результате факторизации данных в обеих группах студентов были Обнаружены как ортогональные, так и облические межфакторные связи свойств интегральной индивидуальности. Большинство связей имеет ортогональный характер (одни и те же показатели принадлежат только одному фактору). Однако были обнаружены и облические структуры связей и у студентов с ориентацией на ценности личной жизни, и у студентов с ориентацией на ценности самореализации. В первой группе в оба значимых фактора вошел показатель межличностного уровня интегральной индивидуальности — эгоистичность, а во второй — альтруистичность. Ортогональные структуры сужают и ограничивают возможности человека, а облические структуры много-многозначны и; обладают гибкостью и пластичностью приспособления к изменяющимся условиям ситуации. Таким образом, наличие облических структур в

интегральной индивидуальности в студенческом возрасте подчеркивает достаточно высокую степень приспособления студентов к социальной ситуации, их адаптивность в поведении.

Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что интегральная индивидуальность студентов с разными типами ценностных ориентации отличается особенностями структуры, влияние типа ценностных ориентации на формирование структуры интегральной индивидуальности прослеживается достаточно отчетливо.

Для выяснения характера разноуровневых связей в структуре индивидуальности был проведен корреляционный анализ показателей изучаемых уровней индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации.

Корреляционный анализ данных показывает наличие различий в характере межуровневых связей, что позволяет делать выводы о влиянии типа ценностных ориентации на формирование индивидуальности в студенческом возрасте.

Результаты корреляционного анализа межуровневых связей в структуре индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации представлены в таблицах 7 и 8.

Таблица 4. Показатели корреляционных связей в структуре интегральной индивидуальности студентов

с первым типом ценностных ориентации

ЭР

СЭр

пл

т

ст

сэ

АВ

эг

ПО

ПЧ

АЛ

нв

0,69

0,44

0,69

0,43

-0,46

0,42

0,47

-0,53

0,44

нт

0,43

-0,55

пж

0,53

0,61

0,44

0,46

0,56

0,51

-0,50

ЭР

0,48

СЭр

-0,41

Страницы: 1 2 3 4 5


Процесс мышления
Мышление — (,зто психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. "Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Виды мышления: ...

Основные теории личности
Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности.Так, РС Немов насчитывает 48 теорий личности, каждая из которых м/б оценена по 5ти параметрам, рассмотрим наиболее известные: - по способу объяснения поведения все существующие теории можно разделить на: А) психодинамические – описывающие личность и объ ...

Научная и житейская психология: различия в целях, методе, языке
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношения ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru