Экспериментальное изучение особенностей преодоления тревожности у 7-и
летних детей в процессе коррекционного воздействия. Методика
и результаты констатирующего экспериментаСтраница 4
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении, 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта - 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл (см. табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.
Таблица 1 Симптомокомплексы теста «дом – дерево - человек»
Симптомокомплекс |
№ |
Симптом |
Баллы |
Незащищенность |
1 |
Рисунок в самом центре листа |
0;1;2;3 |
2 |
Рисунок в верхнем углу листа |
0;1;2;3 | |
3 |
Дом, дерево - с самого края |
0;1;2 | |
4 |
Рисунок внизу листа |
0;1;2;3 | |
5 |
Много второстепенных деталей |
0;1;2;3 | |
6 |
Дерево на горе |
0;1 | |
7 |
Очень подчеркнутые корни |
0;1 | |
8 |
Непропорционально длинные руки |
0;1 | |
9 |
Широко расставленные ноги |
0;1 | |
10 |
Другие возможные признаки | ||
Тревожность |
1 |
Облака |
0;1;2;3 |
2 |
Выделение отдельных деталей |
0;1 | |
3 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 | |
4 |
Штриховка |
0;1;2;3 | |
5 |
Линия с сильным нажимом |
0;1;2;3 | |
6 |
Много стирания |
0;1;2;3 | |
7 |
Мертвое дерево, больной человек |
0;2 | |
8 |
Подчеркнутая линия основания |
0;1;2;3 | |
9 |
Толстая линия фундамента дома |
0;2 | |
10 |
Интенсивно затушеванные волосы |
0;1 | |
11 |
Другие возможные признаки | ||
Недоверие к себе |
1 |
Очень слабая линия рисунка |
0;2 |
2 |
Дом с краю листа |
0;1 | |
3 |
Слабая линия ствола |
0;1 | |
4 |
Одномерное дерево |
0;1 | |
5 |
Очень маленькая дверь |
0;1 | |
6 |
Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой |
0;1 | |
7 |
Другие возможные признаки | ||
Чувство |
1 |
Рисунок очень маленький |
0;1;2;3 |
неполноценности | |||
2 |
Отсутствуют ноги, руки |
0;2 | |
3 |
Руки за спиной |
0;1 | |
4 |
Непропорционально короткие руки |
0;1 | |
5 |
Непропорционально узкие плечи |
0;1 | |
б |
Непропорционально большая система веток |
0;1 | |
7 |
Непропорционально крупные двумерные листья |
0;1 | |
8 |
Дерево, умершее от гниения |
0;1 | |
9 |
Другие возможные признаки | ||
Враждебность |
1 |
Отсутствие окон |
0;2 |
2 |
Дверь - замочная скважина |
0;1 | |
3 |
Очень большое дерево |
0;1 | |
4 |
Дерево с краю листа |
0;1 | |
5 |
Обратный профиль дерева, человека |
0;1 | |
6 |
Ветки двух измерений, как пальцы |
0;1 | |
7 |
Глаза - пустые глазницы |
0;2 | |
8 |
Длинные, острые пальцы |
0;2 | |
9 |
Оскал - видны зубы |
0;1 | |
10 |
Агрессивная позиция человека |
0;2 | |
11 |
Другие возможные признаки | ||
Конфликтность |
1 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 |
(фрустрация) |
2 |
Перспектива снизу (взгляд червя) |
0;1;2;3 |
3 |
Перерисовывание объекта |
0;2 | |
4 |
Отказ рисовать какой-либо объект |
0;2 | |
5 |
Дерево, как два дерева |
0;2 | |
б |
Явное несоответствие качества одного из |
0;2 | |
рисунков | |||
7 |
Противоречивость рисунка и высказываний |
0;1 | |
8 |
Подчеркнутая талия |
0;1 | |
9 |
Отсутствие трубы на крыше |
0;1 | |
10 |
Другие возможные признаки | ||
Трудности |
1 |
Отсутствие двери |
0;2 |
Общения |
2 |
Очень маленькая дверь |
0;1 |
3 |
Отсутствие окон |
0;2 | |
4 |
Излишне закрытые окна |
0;1 | |
5 |
Окна - отверстия без рам |
0;1 | |
6 |
Выделенное лицо |
0;1 | |
7 |
Лицо, нарисованное последним |
0;1 | |
8 |
Отсутствие основных деталей лица |
0;2 | |
9 |
Человек, нарисованный схематично, из палочек |
0;2 | |
10 |
Дом, человек в профиль |
0;1 | |
11 |
Дверь без ручки |
0;1 | |
12 |
Руки в оборонительной позиции |
0;1 | |
13 |
Высказывание о нарисованном человеке как об |
0;1 | |
одиноком, без друзей | |||
14 |
Другие возможные признаки | ||
Депрессивность |
1 |
Помещение рисунков в самый низ листа |
0;1;2;3 |
2 |
Вид дерева или дома сверху |
0;1 | |
3 |
Линия основания, идущая в низ |
0;1 | |
4 |
Линия, слабеющая в процессе рисования |
0;2 | |
5 |
Сильная усталость после рисования |
0;2 | |
6 |
Очень маленькие рисунки |
0;2 | |
7 |
Другие возможные признаки |
Считалки
Дождик, дождик, поливай - Бегал заяц по
болоту,
Будет хлеба урожай. Он
искал себе работу,
Будут булки, будут сушки, Да работы не
нашел,
Будут вкусные ватрушки. Сам заплакал
и пошел.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си ! Ежик-ежик,
чудачок
Едит кошка на такси. Сшил
колючий пиджачок.
А котята прицепились Встал в
кружок и ну считать,
И бе ...
Исследование темперамента в России
Исследования темперамента и его физиологической базы ведутся в ряде направлений отечественной психологии. Далее будет рассмотрено только одно из них, в русле которого были получены данные о роли генотипа и среды в детерминации темперамента. Основоположниками этого направления являются Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын, создавшие школу диффер ...
Особенности эмоционального поведения дошкольника
Эмоциональное поведение – это совокупность устойчивых характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми ребенок чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия в соответствии со своей природой, состоянием здоровья и воспитанием, что способствует достижению внутреннего эмоционального благополучия.
Дошкольный ...