Экспериментальное изучение особенностей преодоления тревожности у 7-и
летних детей в процессе коррекционного воздействия. Методика
и результаты констатирующего экспериментаСтраница 4
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении, 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта - 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл (см. табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.
Таблица 1 Симптомокомплексы теста «дом – дерево - человек»
|
Симптомокомплекс |
№ |
Симптом |
Баллы |
|
Незащищенность |
1 |
Рисунок в самом центре листа |
0;1;2;3 |
|
2 |
Рисунок в верхнем углу листа |
0;1;2;3 | |
|
3 |
Дом, дерево - с самого края |
0;1;2 | |
|
4 |
Рисунок внизу листа |
0;1;2;3 | |
|
5 |
Много второстепенных деталей |
0;1;2;3 | |
|
6 |
Дерево на горе |
0;1 | |
|
7 |
Очень подчеркнутые корни |
0;1 | |
|
8 |
Непропорционально длинные руки |
0;1 | |
|
9 |
Широко расставленные ноги |
0;1 | |
|
10 |
Другие возможные признаки | ||
|
Тревожность |
1 |
Облака |
0;1;2;3 |
|
2 |
Выделение отдельных деталей |
0;1 | |
|
3 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 | |
|
4 |
Штриховка |
0;1;2;3 | |
|
5 |
Линия с сильным нажимом |
0;1;2;3 | |
|
6 |
Много стирания |
0;1;2;3 | |
|
7 |
Мертвое дерево, больной человек |
0;2 | |
|
8 |
Подчеркнутая линия основания |
0;1;2;3 | |
|
9 |
Толстая линия фундамента дома |
0;2 | |
|
10 |
Интенсивно затушеванные волосы |
0;1 | |
|
11 |
Другие возможные признаки | ||
|
Недоверие к себе |
1 |
Очень слабая линия рисунка |
0;2 |
|
2 |
Дом с краю листа |
0;1 | |
|
3 |
Слабая линия ствола |
0;1 | |
|
4 |
Одномерное дерево |
0;1 | |
|
5 |
Очень маленькая дверь |
0;1 | |
|
6 |
Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой |
0;1 | |
|
7 |
Другие возможные признаки | ||
|
Чувство |
1 |
Рисунок очень маленький |
0;1;2;3 |
|
неполноценности | |||
|
2 |
Отсутствуют ноги, руки |
0;2 | |
|
3 |
Руки за спиной |
0;1 | |
|
4 |
Непропорционально короткие руки |
0;1 | |
|
5 |
Непропорционально узкие плечи |
0;1 | |
|
б |
Непропорционально большая система веток |
0;1 | |
|
7 |
Непропорционально крупные двумерные листья |
0;1 | |
|
8 |
Дерево, умершее от гниения |
0;1 | |
|
9 |
Другие возможные признаки | ||
|
Враждебность |
1 |
Отсутствие окон |
0;2 |
|
2 |
Дверь - замочная скважина |
0;1 | |
|
3 |
Очень большое дерево |
0;1 | |
|
4 |
Дерево с краю листа |
0;1 | |
|
5 |
Обратный профиль дерева, человека |
0;1 | |
|
6 |
Ветки двух измерений, как пальцы |
0;1 | |
|
7 |
Глаза - пустые глазницы |
0;2 | |
|
8 |
Длинные, острые пальцы |
0;2 | |
|
9 |
Оскал - видны зубы |
0;1 | |
|
10 |
Агрессивная позиция человека |
0;2 | |
|
11 |
Другие возможные признаки | ||
|
Конфликтность |
1 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 |
|
(фрустрация) |
2 |
Перспектива снизу (взгляд червя) |
0;1;2;3 |
|
3 |
Перерисовывание объекта |
0;2 | |
|
4 |
Отказ рисовать какой-либо объект |
0;2 | |
|
5 |
Дерево, как два дерева |
0;2 | |
|
б |
Явное несоответствие качества одного из |
0;2 | |
|
рисунков | |||
|
7 |
Противоречивость рисунка и высказываний |
0;1 | |
|
8 |
Подчеркнутая талия |
0;1 | |
|
9 |
Отсутствие трубы на крыше |
0;1 | |
|
10 |
Другие возможные признаки | ||
|
Трудности |
1 |
Отсутствие двери |
0;2 |
|
Общения |
2 |
Очень маленькая дверь |
0;1 |
|
3 |
Отсутствие окон |
0;2 | |
|
4 |
Излишне закрытые окна |
0;1 | |
|
5 |
Окна - отверстия без рам |
0;1 | |
|
6 |
Выделенное лицо |
0;1 | |
|
7 |
Лицо, нарисованное последним |
0;1 | |
|
8 |
Отсутствие основных деталей лица |
0;2 | |
|
9 |
Человек, нарисованный схематично, из палочек |
0;2 | |
|
10 |
Дом, человек в профиль |
0;1 | |
|
11 |
Дверь без ручки |
0;1 | |
|
12 |
Руки в оборонительной позиции |
0;1 | |
|
13 |
Высказывание о нарисованном человеке как об |
0;1 | |
|
одиноком, без друзей | |||
|
14 |
Другие возможные признаки | ||
|
Депрессивность |
1 |
Помещение рисунков в самый низ листа |
0;1;2;3 |
|
2 |
Вид дерева или дома сверху |
0;1 | |
|
3 |
Линия основания, идущая в низ |
0;1 | |
|
4 |
Линия, слабеющая в процессе рисования |
0;2 | |
|
5 |
Сильная усталость после рисования |
0;2 | |
|
6 |
Очень маленькие рисунки |
0;2 | |
|
7 |
Другие возможные признаки |
Кризис семи лет как один из пунктов периодизации
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник.
В последнее ...
Современная псих и ее место в системе наук
Особое место в развитии псих мысли в России занимают труды Ломоносова.В своих работах по риторике и физике он развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи.У нас в стране псих начала развиваться как самостоятельная наука в 19в.Большую роль сыграли труды АИ Герцена, который говорил о деянии как сущ ...
Агрессия как психологический феномен. Понятие агрессивности и агрессии,
основные теоретические подходы
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного п ...
