Методы профессиографических исследований

Научное описание профессии предполагает анализ как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда. В профессиографии используется множество разнообразных методов:

- социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);

- психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности);

- физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных);

- описание технологических процессов и др.

Из всего многообразия методов необходимо выбрать те, которые позволяют с минимальными затратами времени, сил и средств получить достоверные ответы на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании.

При разработке комплекса методов роль системо-образующего фактора играет цель исследования. Например, разрабатывая профессиограммы для профориентации, большое внимание уделяют общей профессиографической и социально-психологической характеристике профессии, а при разработке профессиограмм в целях профориентации и профотбора особенно важны психодиагностические исследования. Остальные исследования приобретают значение для определения условий, в которых предстоит работать лицам, принимаемым на работу. Однако и они важны, так как без знания конкретных производственных обязанностей и условий труда нельзя организовать профориентацию, профотбор и определить профпригодность кандидата для работы. Подбирая методики в соответствии с выбранной иерархией целей (системой приоритетов), следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии, выполнению которого помогает использование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:

- общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;

- описание конкретных рабочих мест; психологический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;

- психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;

- пооперационный анализ трудовой деятельности;

- фотографию рабочего дня, хронометраж;

- изучение индивидуального стиля деятельности;

- анализ ошибочных действий;

- оценка санитарно-гигиенических условий труда;

- динамика работоспособности за смену, неделю, более длительный период.


Рекомендации
Как уже говорилось раннее исследование межличностных отношений важно в разных организациях, на разных этапах развития личности. Но особенно важна проблема построения отношений в компаниях, на предприятиях, в экономических организациях. Нам, как будущим менеджерам, очень важно знать и уметь регулировать те отношения, которые строятся и ...

Типология личности осужденного за насильственные преступления
Всех насильственных преступников по их личностным особенностям Ю.М.Антонян разделил на три группы, выделив в каждой из них отдельные типы, в основе вычленения которых лежит мотивация преступного сексуального поведения. I Лица с нарушениями психосексуального развития: 1. «Охотящийся» (внезапно нападающий с целью изнасилования на незнак ...

Представление о социальной роли, социальном статусе
Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус». Современное общество требует от индивида постоянной смены мо ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru