Другая психология » Влияние личностных характеристик работников сферы услуг на формирование синдрома эмоционального выгорания » Влияние личностных характеристик на формирование эмоционального выгорания у работников сферы услуг

Влияние личностных характеристик на формирование эмоционального выгорания у работников сферы услуг
Страница 2

Значимые корреляции между индексом психического выгорания и экстраверсией у работников коммуникативных профессий выявлены в экспериментальных исследования М.В. Борисовой. Эти связи свидетельствуют о том, что интровертированные, малообщительные, сдержанные люди имеют тенденцию к развитию выгорания, и, в первую очередь, таких его компонентов как психоэмоциональное истощение и личностное отдаление. Здесь можно говорить о том, что выраженная интровертированность, характеризующаяся спокойствием, склонностью к уединению, дистанцированностью в общении стремлением к насыщенной упорядоченности, разнообразными не соответствует событиями интенсивной, и связанной эмоциями, с необходимостью активной коммуникации в профессиональной деятельности. Такое несоответствие может привести к эмоциональному истощению, психофизическому утомлению и стремлению уменьшить количество контактов, а за невозможностью этого, личностно отдалиться, отгородить себя от чрезмерного общения [7].

О.В. Полунина на основе анализа влияния свойств темперамента на формирование эмоционального выгорания выделяет личностный профиль, желательный для профессий сферы услуг. Так личностный профиль, сочетающий высокий уровень нейротизма и низкий уровень экстраверсии, открытости, склонности к согласию, добросовестности, обозначен автором как «нежелательный» для представителей обслуживающих профессий. А обратный личностный профиль (низкий уровень нейротизма и высокий уровень экстраверсии, открытости, склонности к согласию, добросовестности) обозначен в качестве «желательного» для обслуживающих профессий – работники с таким профилем оценивают характеристики деятельности благоприятно и увлечены выполняемой работой [34]

Степень выраженности профессионального выгорания зависит от стилей поведения, которые, по мнению автора, зависят от выраженности экстра- интроверсии. Такая корреляция обнаружена Н.Е. Водопьяновой. Было выявлено, что наиболее высоко эмоциональное истощение и редуцирование личных достижений наблюдается у тех испытуемых, которые предпочитают «избегание» и «приспособление», уход от решения проблемы, т.е. интровертированные личности. Экстравертированные сотрудники с преобладанием стилей «компромисс» и «сотрудничество» менее склонны к выгоранию. Н.Е. Водопьянова считает экстраверсию одним из самых необходимых свойств личности в коммуникативных профессиях [8].

Имеются данные, что женщины более склонны к интроверсии, в связи с этим у них эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин, хотя это подтверждается не во всех исследованиях [25].

М.А. Воробъева изучая влияние личностных составляющих на формирование выгорания, выявила, что все три фазы взаимосвязаны и различные особенности личности влияют на формирование различных симптомов, в частности, интровертированность, неуверенность в себе, высокий самоконтроль предрасполагают к формированию третьей фазы выгорания (истощение) [11].

М.А. Дмитриева констатирует, что взаимосвязь экстра- интроверсии и эмоционального выгорания в том, что интровертированность сотрудников способствует развитию выгорания, а формирование комплекса симптомов выгорания в свою очередь способствует росту интровертированности, общему снижении инициативности, в частности коммуникативной активности, возрастанию пассивности, снижении волевых качеств личности [12].

В исследовании В.Е. Орла, в отличие от других исследователей, было выявлено, что экстраверсия, открытость опыту и добросовестность относятся к «провокаторам выгорания». Этот комплекс качеств, характеризующий направленность на взаимодействие с другими людьми, творческий характер работы, при чрезвычайно добросовестном отношении к работе и сосредоточенности на ней, способствует более тесному принятию на себя проблем клиентов и вовлеченности в деятельность, что облегчает возникновение выгорания [31].

Таким образом, в изучении взаимосвязи экстра- интроверсии и эмоционального выгорания авторы не рассматривают влияние конкретно этих качеств, а включают их в комплекс личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих формированию выгорания. Во всех работах подчеркивается важность и неоспоримая значимость выраженности экстраверсии / интроверсии в их влиянии на формирование синдрома выгорания у сотрудников сферы услуг. Но анализ исследований о роли экстра- интроверсии в формировании синдрома эмоционального выгорания показал неоднозначность результатов. Большинство авторов склоняются к тому, что экстраверсия и сопутствующие ей личностные особенности препятствуют формированию выгорания, а интровертированность способствует его формированию. Но встречаются такие исследования, авторы которых убеждены в обратном.

Страницы: 1 2 


Познавательная деятельность детей с задержкой психического развития. Особенности памяти, внимания, восприятия при ЗПР
Для детей с задержкой психического развития характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в ...

Реализация условий развития памяти младших школьников в процессе языковой теории
На формирующем эксперименте мы провели работу по развитию памяти у испытуемых. Для этого мы провели серию занятий по изучению языковой теории с использованием специально подобранных упражнений, направленных на улучшение памяти. Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти и облегчения запоминания. 1. Образование смысло ...

Научно-методическая основа организации деятельности специального психолога и оказания психологической помощи детям
Основная цель школьной психологической службы - способствовать психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает: а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества, б) возможности активного вмешательства психолога, направленного на обеспече ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru