Другая психология » Влияние личностных характеристик работников сферы услуг на формирование синдрома эмоционального выгорания » Влияние личностных характеристик на формирование эмоционального выгорания у работников сферы услуг

Влияние личностных характеристик на формирование эмоционального выгорания у работников сферы услуг
Страница 1

Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие «человек – человек» зависит от качеств того и другого.

Существуют различные мнения относительно влияния личностных характеристик, но неоспорим тот факт, что личностные качества работников сферы услуг играют важную роль в формировании и противостоянии синдрому «выгорания».

Х. Фрейденбергер характеризует подверженных синдром «сгорания», как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей. Е. Махер же относит к этой категории людей с низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму [47].

Акиндинова И.А., Баканова А.А. считают, что в профессиях типа «человек-человек» предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания следующие личностные особенности: консервативность как особенность интеллекта, эмоционально-волевые особенности – эмоциональная неустойчивость, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость; особенности отношения к людям – подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенности отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других; интровертированность как особенность темперамента [3].

Таким образом, среди личностных особенностей, способствующих формированию эмоционального выгорания авторы непременно выделяют интровертированность. В. Бойко и ряд других учёных считают экстра- интроверсию одним из наиболее значимым фактором влияния на динамику развития эмоционального выгорания у работников коммуникативных профессий [6]

Интроверсия по Айзенку характеризуется рядом признаков. Среди них – ригидность, субъективизм, скромность, раздражительность. Интроверт застенчив, интроспективен, не следует внезапным побуждениям, любит порядок, на него можно положиться, холоден. Ориентирован на представления.

Экстраверсия по Айзенку характеризуется социабельностью, импульсивностью, активностью, оживленностью, восприимчивостью, возбудимостью. Экстраверт любит вечеринки, нуждается в людях, любит шутки, не лезет за словом в карман, любит перемены. Весел, любит смеяться, вспыльчив, не всегда на него можно положиться. Ориентирован на ощущения и эмоции [1].

Выраженность экстраверсии и склонность к интроверсии накладывает отпечаток на способы общения, определяя, в частности, большую или меньшую активность в налаживании контактов, что в области сферы услуг является элементом профессии. Коммуникативные свойства, а точнее способности могут либо катализировать процесс выгорания, если они не согласуются с требованиями профессии, либо как-то задержать развитие синдрома эмоционального выгорания, если требования профессии и коммуникативные качества индивида соответствуют друг другу.

Среди исследований влияния динамических свойств личности (экстра- интроверсии и др.) на формирование синдрома эмоционального выгорания можно отметить работы Н. Самоукиной, В.В. Бойко, X.Дж. Фрейнденберг, Роджерс, Добсон, М. Фридман, Р. Розенман и т.д.

Н. Самоукина отмечает, что среди работников коммуникативных профессий особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду [40].

Страницы: 1 2


Диагностика задержки психического развития
Родители большей частью обращаются к врачу или психологу, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами школьной неуспеваемости и дезадаптации, с обострением прежних или возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны гораздо раньше в связи с замедленностью темпа разв ...

Роль педагога в системе Монтессори
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дид ...

Проблема сексуальной свободы
В последние годы проблема "сексуальной свободы" открылась новой, зловещей стороной. "Чума XX века" - СПИД - не снисходит к оправданиям типа "молодость - пора любви", "дело молодое - кто не безгрешен". В связи с этим вопросы полового воспитания, половой культуры, неразрывно связанные с общим нравст ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru