Другая психология » Стресс в условиях боевых действий » Психологическое обеспечение боевой деятельности

Психологическое обеспечение боевой деятельности
Страница 2

интеллектуального, отражающего умственную работоспособность, тип мышления;

операционального, объединяющего применяемые способы и приемы деятельности.

Уровень развития выше перечисленных компонентов отражает функциональную надежность психики в сложных условиях боевой обстановки и адекватно обеспечивает выполнение поставленных боевых задач. Поэтому очень важно в ходе повседневной деятельности, заблаговременно сформулировать психологическую устойчивость в виде системы психологических качеств, которые определяют потенциальную возможность преодолевать трудности и успешно выполнять поставленные задачи.

Одновременно с заблаговременной устойчивостью формируется и длительная готовность, основанная на ранее приобретенных знаниях, навыках, умениях, опыте и других профессионально-важных качествах.

Что же касается обеспечения боевых действий подразделений, частей и соединений, то как показали исследования структура коллективной психологической готовности и устойчивости включает в себя следующие компоненты:

мотивационный, включающий в себя единое общественное мнение, единство взглядов, убеждений и стремлений во что бы то ни стало выполнить боевую задачу; устремленность каждого действовать наилучшим образом, добиваться успеха и показать себя с лучшей стороны, чувство долга и ответственности экипажа за выполнение боевой задачи;

познавательный – коллективное восприятие и представление о боевой задаче; осознание и понимание способов выполнения поставленной задачи; необходимые знания по использованию оружия и техники;

эмоциональный – групповые настроения, боевое возбуждение, настроенность экипажа; уверенность в победе над врагом, в экипаже, товарищах;

волевой – коллективная воля, стойкость, выдержка; боевая слаженность и нацеленность на решительные действия, дисциплина взаимодействия;

моторный – согласованность действий и движений членов экипажа по управлению боевой техникой и оружием, их координация; высокая работоспособность и др.

коллективный боевой опыт – традиции, привычки, обычаи, опыт ведения боевых действий в составе экипажа и др.

С получением боевой задачи процесс психологического обеспечения ее выполнения по своей сущности представляет собой комплекс мероприятий по достижению высокой боевой активности личного состава, способности переносить включение нервно-психологические нагрузки и сохранить боеспособность в обстановке действия психотравмирущих факторов современного боя.

По содержанию психологическое обеспечение боевых действий составляет совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий по решению конкретных задач на различных этапах подготовки и ведения боя.

Первый этап

– аналитико-прогностический. Он имеет своей целью выявление психологических особенностей предстоящей задачи, отношения к ней личного состава, прогнозирование и организация психологически целесообразных управляющих воздействий.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

осуществление психологической оценки условий предполагаемой боевой обстановки, осмысление действия предстоящих психогенных факторов, трудностей и требований, которые будут предъявлены к психологическим качествам воинов в ходе боя;

выявление психологических особенностей выполнения предстоящей боевой задачи на каждом из ее этапов, уровня их психологической сложности;

изучение и анализ морально-психологического состояния личного состава подразделения и каждого воина в отдельности, их отношения к предстоящей боевой задаче, к приказам и распоряжениям старших начальников, характера преобладающих психических состояний и эмоциональных настроений;

определение уровня психологической готовности личного состава к выполнению боевой задачи и формулировка прогностических гипотез эффективности предстоящей деятельности с целью организации психологически целесообразных управляющих воздействий.

В качестве критериев, на которых обращается особое внимание, можно считать уровень развития:

мотивационного компонента;

познавательного;

эмоционального;

волевого;

моторного.

В этих целях могут быть использованы: метод наблюдения, в том числе включенного, обобщения независимых характеристик, экспериментально-психологическое обследование некоторых психических процессов. Кроме того, для исследования эмоционального компонента следует использовать, например, опросник Л. Рабиновича; оценку познавательного компонента – Р. Гордона; волевого свойства личности В. Васильева.

Полученные результаты используются при принятии решения на организацию психологического обеспечения, планирование мероприятий, согласованных по целям, месту и времени, при расстановке сил и средств.

Второй этап

– целевой психологической подготовки. Его цель сформировать необходимый для успешного вступления в бой уровень психологической готовности и необходимый уровень эмоционально волевой устойчивости в ходе его осуществления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Научно-методическая основа организации деятельности специального психолога и оказания психологической помощи детям
Основная цель школьной психологической службы - способствовать психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает: а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества, б) возможности активного вмешательства психолога, направленного на обеспече ...

Теоретические основы проблемы развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории. Понятие «память» в психолого-педагогической литературе
Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, сделавшей первые попытки изучить память экспериментально, был ...

Классификация профессий по Е.А. Климову
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым. В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий: 1) Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. При ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru