Другая психология » Формирование самооценки детей в неблагополучных семьях » Воспитание подростков в неблагополучных семьях

Воспитание подростков в неблагополучных семьях
Страница 1

В настоящее время в связи с кризисным состоянием общества, нарушается стабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее (ухудшается эмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, нарушаются права детей). Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа так называемых "неблагополучных" (проблемных) семей, пораженных смещением моральных ценностей и ориентаций. www.todayculture.ru

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.Такие негативные явления как подростковая жестокость, насилие, рост преступности, алкоголизм, наркомания, проституция обязаны своим существованием, в первую очередь, проблемам в семье. Неблагополучные семьи - это источник социального сиротства. Немало молодых родителей отдают детей на воспитание в государственные учреждения, лишь изредка навещая их, демонстрируя свои родительские права. А есть и такие, которые не являются даже по вызовам педагогов [14, c.25].

Различают следующие типы неблагополучных семей:

1. педагогически некомпетентная;

2. конфликтная;

3. аморальная;

4. асоциальная.

Педагогически некомпетентная семья. В такой семье наблюдается недостаток педагогических знаний и навыков у родителей, что проявляется в неконструктивном стиле воспитания (либо чрезмерно авторитарном, либо попустительском, либо непредсказуемом - "семь пятниц на неделе"). Родители пользуются практически теми же неэффективными методами воспитания своих детей, какими пользовались их родители. Использовать другие методы воспитания родители либо не умеют, либо не хотят. В результате страдают обе стороны. Авторитарный стиль воспитания, попытки заменить убеждения приказом, неуважение к личности ребенка, а тем более рукоприкладство ведут к конфликтам между родителями и их взрослыми детьми.

Очевидно, что стиль воспитания, основанный на угрозах и наказаниях, вряд ли будет содействовать развитию здоровой и гармоничной личности. Попустительский стиль - это вообще отсутствие интереса к жизни ребенка, воспитание по принципу "куда кривая выведет". А ведь выводит часто известно куда. Гиперопека также не способствует развитию здоровой личности. Проявление чрезмерной жалости к ребенку, желание все сделать за него, оградить от трудностей приводит к появлению у ребенка эгоизма, неадекватной завышенной самооценки и уровня притязаний. Но хуже всего непредсказуемый стиль (не знаешь, чего ожидать: " то ли кнута, то ли пряника"). В данной семье также часто отсутствует единство требований отца и матери.

Конфликтная семья. В такой семье, как правило, царит атмосфера грубости и несправедливости, а иногда и атмосфера жестокости и насилия. Дети живут в окружении, где скрытый страх, напряжение и тревога присутствуют всегда, но отсутствует стабильная безопасность. Вернуться домой из школы - уже стрессовая ситуация, так как дети никогда не знают, чего ждать дальше. Грубость, крики, ссоры, нередко драки, а иногда преступные действия в пылу эмоций, это то, с чем приходится сталкиваться ребенку. Часто в такой семье ребенок служит средством разрешения супружеских конфликтов.

Аморальная семья. Это семья с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. Ради удовольствий, удовлетворения собственных эгоистичных интересов здесь попираются моральные нормы, общечеловеческие ценности. Ребенок перестает понимать, "что такое хорошо и что такое плохо", он создает свою мораль, в основе которой лежит удовольствие и материальная выгода. Здесь же он научается и способам получения удовольствия: алкоголь, развратные действия, проституция, тунеядство - все это в порядке вещей. У таких детей совершенно отсутствует чувство стыда, ведь для достижения своих целей - все средства хороши, т.е. принцип "цель оправдывает средства".

Асоциальная семья. Это семья, где у родителей имеются преступные наклонности. Поэтому рано или поздно ребенок оказывается втянутым в систему преступных манипуляций с их стороны (так как копирует их стереотипы поведения, а в некоторых случаях и мышления). Сначала ребенок учиться оказывать мелкие услуги (например, проникнуть в форточку квартиры, а затем открыть дверь взрослым ворам, постоять в стороне, наблюдая за поведением окружающих, подать сигнал в случае опасности и т.д.). Затем ребенку предлагается самому нарушить закон под присмотром родителей. В случае неподчинения его ждут оскорбления и угрозы лишить возможности ночевать дома.

Страницы: 1 2 3


Понятие личности несовершеннолетнего правонарушителя. Вопросы терминологии
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы у ...

Основные методы психологии.
Методологическая основа изучения психики: принцип системности, принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, комплексный принцип, принцип объективности (максимальной независимости от личности и среды). Методы: 1) Организационные: сравнительное, лонгэтюдное, комплексное исследования; 2) Эмпирические методы: наблюд ...

Моделирование конфликта на основании структуры и этапов его развития
Зная структуру конфликта и этапы его развития, необходимо выработать рациональное отношение к конфликту, как к возможности выявления противоречий, существующих относительно объективно и субъективно. В качестве одного из методов, направленных на использование конфликта в позитивных целях, был разработан «конфликт-метод»[9]. В основу «ко ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru