Другая психология » Стресс в условиях боевых действий » Психологическое обеспечение боевой деятельности

Психологическое обеспечение боевой деятельности
Страница 10

Полученный таким образом балл характеризует степень зрелости морально-психологического состояния личного состава подразделения. Для более точной диагностики морально-психологического состояния личного состава подразделения, части, особенно – в интересах повышения достоверности его прогноза необходимо выявить степень общности личного состава на основе полученной зрелости его морально-психологического состояния.

Оценку морально-психологического состояния военнослужащих можно производить и на основе опроса экспертов. При опросе нескольких экспертов соответствующие индексы для подразделения могут высчитываться по вышеприведенной формуле.

Оценка морально-психологического состояния личного состава подразделения, части может оказаться недостаточным основанием для принятия правильного решения командиром если при этом не учитываются особенности субъекта управления морально-психологическим состоянием личного состава. При этом важно учитывать по крайней мере два обстоятельства:

1‑е морально-психологическое состояние нижестоящих командиров, штабов, органов управления, которое должно оцениваться на основе предложенных выше показателей;

2‑е, умения и навыки, способность командира, органа управления эффективно и компетентно управлять социальными и социально-психологическими процессами в подразделении, части, умело создавать и поддерживать необходимый морально-психологический настрой личного состава, своевременно восстанавливать утраченную боеспособность личного состава, проводить работу и принимать меры по снижению психологических потерь. При этом большое значение приобретает авторитет командира, органа управления среди подчиненных и среди вышестоящих инстанций, органов управления.

Анализ и оценка морально-психологического состояния – одна из главных составляющих общей задачи изучения личного состава, работы по повышению уровня его боевой готовности и боеспособности.

Совместная воинская деятельность, коллективным субъектом которой выступает подразделение, представляет собой систему групповой активности, объединяющую индивидуальные деятельности военнослужащих и регулируемую групповыми социально-психологическими процессами.

Для военного психолога-практика задачи понимания психологии и управления воинской деятельностью выступают чаще всего, как задачи исследования факторов, влияющих на уровень ее эффективности, получения конкретных эмпирических закономерностей, а также формулировки некоторых общих и частных рекомендаций для руководителей по учету и оптимизации этих факторов

С учетом результатов социально-психологических исследований в отечественной и зарубежной науке, могут быть выделены несколько групп факторов эффективности совместной деятельности, многие из которых являются основными компонентами структуры психологии воинского коллектива:

Общий адаптационный синдром. 3 основные стадии по Селье:

1. Стадия реакции тревоги. На этой стадии происходит активация гипоталамо-гипофизарно-адреналиновой системы. Эта система включается, когда гипоталамус начинает выделять гормон кортикотропин релизинг-фактор, стимулирующий переднюю долю гипофиза. В результате последняя выделяет адренокортикотропный гормон, который включает высвобождение корой надпочечников гормонов глюкокортикоидов, обусловливающих появление реакции на стресс. Глюкокортикоиды получили свое название за то, что обладают способностью изменять метаболизм глюкозы. Они способны расщеплять протеин и превращать его в глюкозу, преобразовывать жир в энергию, увеличивать объем кровотока. В результате описанных процессов организм готов к активным действиям, например к борьбе или бегству.

2. Стадия сопротивления. Все физиологические системы, которые призваны справляться со стрессом, полностью активизированы. Однако по мере прохождения этой стадии парасимпатическая нервная система призывает использовать ресурсы экономнее. Подключаются личностные стратегии преодоления стресса.

3. Стадия истощения. Физиологические системы, отвечающие за стрессовую реакцию, становятся неэффективными, и вероятность развития заболеваний, связанных со стрессом, повышается. В особо тяжелых случаях кора надпочечников разрастается, и при этом разрушается работа иммунной системы, возможна язва желудка.

Также при стрессе нервная система стимулирует выброс в кровь и таких гормонов, как адреналин и норадреналин. Эти гормоны усиливают приток крови к мышцам, учащают сердцебиение и дыхание, снижают активность пищеварительной системы, повышают свертываемость в крови, чтобы уменьшить ее потерю в случае травмы. Адреналин влияет на метаболизм глюкозы, подготавливая питательные вещества, содержащиеся в тканях, к расщеплению.

Какое отношение к стрессу имеют адреналин и норадреналин?

Кратковременное воздействие стрессора на работу симпатической нервной и эндокринной систем может быть положительным. Как и глюкокортикоиды, адреналин и норадреналин вооружают человека или животное для борьбы или бегства. Когда же состояние мобилизации организма затягивается, гормоны повышают интенсивность работы сердца, отчего повышается давление и могут развиться болезни сердца.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Межличностная коммуникация. Общее понятие коммуникации.
Межличностную коммуникацию можно определить как: - процесс переработки и передачи информации между партнерами по общению; - ситуации, в которых один человек делает что-то для другого, а другой делает что-либо в ответ; - взаимодействие, опосредованное символами; - процесс намеренного или случайного обмена сообщениями между двумя или ...

Интерпретация результатов
По результатам исследования получается, что основная масса учащихся 2-го и 3-го класса имеет средний уровень развития словесно-логического мышления. Как видно из таблицы 3, показатели успешности выполнения заданий теста учащихся 2-го и 3-го класса незначительно отличаются. Таблица 3. Общие показатели результатов выполнения заданий по ...

Внимание, его виды и свойства
Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального. Виды внимания: • Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенно­стями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивнос ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru