Другая психология » Основы психологии и педагогики » Общие основы педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Становление и развитие педагогики

Общие основы педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Становление и развитие педагогики
Страница 1

Педагогика как совокупность знаний о воспитании чело­века возникла из общественной потребности в подготов­ке подрастающих поколений к жизни.

В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осущест­влялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйст­венного опыта, детей знакомили с правилами религиозно­го культа, преданиями, житейскими нормами, традиция­ми, обычаями и т.д. Купить экскурсий в Сочи.

В период рабовладельческого строя возникают специ­альные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Именно в это время в Древней Греции появился тер­мин «педагог», обозначавший раба, водившего детей в школу. Того, кто обучал, называли дидаскалом. Педагогиче­ские знания в это время входили в состав философии.

В средние века в философии, а значит, и в педагогике стала господствовать религия, согласно которой человек должен быть похожим на своего небесного Создателя, терпеть земные тяготы и восхвалять Бога.Возникают при­ходские, монастырские и соборные школы.

С переходом к эпохе Возрождения началась критика шко­лы, оторванной от жизни и практики, появились идеи гуманного отношения к детям, идеи освобождения лично­сти от феодального угнетения и религиозного аскетизма.

К концу XVII века, когда появились массовые школы и первые научно-педагогические работы, произошло выде­ление педагогики из философии в отдельную науку. Это событие связано с именем чешского педагога Я.А. Комен-ского. Он разработал основные вопросы теории обуче­ния (дидактики), определил систему школ и содержание обучения в них, изложил свои взгляды на семейное вос­питание и т.д. После Коменского в теории западной пе­дагогики наибольший след оставили:

•Джон Локк — в книге «Мысли о воспитании» изложил свои взгляды на воспитание джентльмена — человека, уве­ренного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нрав­ственных убеждений. Сравнивал душу ребенка с чистой доской, на которой можно написать все, что захочешь.

•Жан Жак Руссо — в книге «Эмиль, или о воспита­нии» заложил основы теории свободного воспитания, согласно которой воспитание полностью должно идти за природными склонностями и желаниями детей. При этом он исходил из идеи природного совершенства детей, вы­ступил против жестокого обращения с ними, против их физического наказания.

•Генрих Песталоцци — швейцарский педагог, разви­вал идею о гуманном характере воспитания, о доброже­лательном отношении к детям. Он стремился соединить обучение детей с посильным физическим трудом, ис­пользовал для нравственного воспитания прообраз дет­ского коллектива.

•Иоганн Гербарт — немецкий психолог и педагог пред­ложил идею воспитывающего обучения, систему разви­вающих упражнений. Считал целесообразным подавлять у детей «дикую природу», используя непререкаемый ав­торитет педагога, разнообразные физические наказания, неослабный контроль за поведением.

•Адольф Дистервег — немецкий педагог, выдвинул идею активизации умственной деятельности учащихся и усиления их самостоятельной работы. Особенно полезны его мысли о подготовке грамотных и высокоморальных учителей.

•Георг Кершентейнер (Германия) — предложил идею перехода от старой книжной школы к новой — трудовой.

•Джон Дьюи — американский философ и педагог, автор прагматической педагогики, которая должна учитывать интересы и опыт учащихся". Он считал, что все необходи­мые знания учащиеся должны приобретать в процессе наблюдений, эксперимента, игровой и трудовой деятель­ности.

Огромный вклад в развитие русской педагогической мыс­ли внесли М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.И. Пиро­гов, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.

Выдающимися представителями педагогической мыс­ли на Беларуси являются: Фр. Скорина, Н. Гусовский, Л. Зизаний, А. Пашкевич, Я. Колас.

В советское время на основе марксистско-ленинского учения развивались идеи единой трудовой политехниче­ской школы, идеи так называемого коммунистического воспитания, Крупнейшими педагогами этого периода были: П.П. Блонский, СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Мака­ренко, В.А. Сухомлинский.

Страницы: 1 2


Межличностные конфликты
Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно многообразны (от удобного места в общественном т ...

Психолого-педагогические особенности формирования и развития эмоциональной сферы и межличностного общения у младших школьников. Проблема тревожности в отечественной и зарубежной психологии
Обсуждение роли тревоги в поведенческих и личностных расстройствах у детей мы начнем с представления различных концепций, объясняющих факт появления неблагоприятных изменений в поведении человека. Довольно подробное рассмотрение различных патопсихологических концепций тревоги обусловлено стремлением проанализировать эту сложную проблем ...

Психофизические и интеллектуальные особенности несовершеннолетних правонарушителей
Несовершеннолетние правонарушители по сравнению с подростками, правонарушений не совершавших, имеют социально отягощенные дефекты психологического и интеллектуального развития, в том числе: · различные нарушения в деятельности организма, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru