Другая психология » Особенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрасте » Особенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрасте

Особенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрасте
Страница 1

Проблема изучения ценностных ориентаций личности также вызывает повышенный интерес у современных отечественных психологов. Этой проблеме посвящены труды В.Г. Алексеевой, Л.М. Архангельского, С.А. Белорусова, С.С. Бубнова, ТМ. Буякас, Е.А. Васиной, Н.А. Кириловой, Л. В. Крапивской, Н.М. Лебедевой, В.С. Мухиной и др.

Кардинальные перемены в политической, экономической и духовной сферах нашего общества привели к переоценке ценностей, к изменениям стереотипов в сознании и поступках людей. Наибольшее влияние кризисные явления в обществе оказали на сознание молодежи, которое на момент разрушения старых ценностных ориентиров общественной жизни не было полностью сформировано.

В психологических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентаций, их роль в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязь ценностных ориентации с различными особенностями личности. Наиболее прогрессивную тенденцию современной психологической науки представляют исследования ценностных ориентации с позиции системного подхода в изучении человеческой индивидуальности. Этот подход, основанный на концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, позволяет рассматривать ценностные ориентации как сложное образование, взаимосвязанное со всей системой разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.

Согласно концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина можно говорить о системообразующей функции ценностных ориентации, то есть о том, что ценностные ориентации могут являться опосредствующим звеном в структуре интегральной индивидуальности, определяя ее формирование. Однако это предположение В.С. Мерлина было подтверждено лишь в одном исследовании, проведенном Н.А. Кириловой в 1998 г. на выборке старших школьников.

Наше исследование также направлено на изучение влияния ценностных ориентации на структуру индивидуальности, но не в юношеском возрасте, когда происходит становление системы ценностных ориентации, а в период ранней взрослости, когда система ценностных ориентации представляет собой достаточно стабильное и устойчивое образование. В работе исследуется связь между ценностными ориентациями студентов вузов и свойствами нейродинамического, психодинамического и социально-психологического уровней индивидуальности.

В числе методов исследования были использованы следующие:

1) опросник Я. Стреляу, направленный на диагностику свойств нервной системы (исследование нейродинамического уровня индивидуальности);

2) рпросник В.М. Русалова, направленный на диагностику свойств темперамента (исследование психодинамического уровня индивидуальности);

3) методика изучения ценностных ориентации М. Рокича;

4) методика диагностики межличностных отношений Т. Лирй (исследование социально-психологического уровня индивидуальности).

В соответствии с целью и задачами исследования выборку испытуемых составили студенты вузов вторых—четвертых курсов в количестве 85 человек. Исследование проводилось в 2001/02 уч. году, на базе Ставропольского государственного университета и Южно-Российского гуманитарного института.

Страницы: 1 2


Мышление и речь
Человеческое мышление тесно связано с речью. И речь, и мышление протекают на одной и той же основе ~ на основе языка, который можно рассматривать как знако­вую систему, служащую для фиксации, хранения, ос­мысления и передачи информации. Язык служит средст­вом общения между людьми. Собственно, языки и сфор­мировались вместе с мышлением ...

Педагогическая система М.Монтессори в России
Уже к 1909 г. стало ясно, что задуманный и осуществленный Монтессори социально педагогический эксперимент оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне. Постепенно слава педагога-гуманиста преодолевает границы Италии, и одна за другой в Рим, в "Дом ребенка", из Испании и Голландии ...

Классификация по Д. Холланду
Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента, например классификация Дж.Холланда, разработанная в 1966 г., в которой выделены шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru