Экспериментальное исследование влияния отцовства на развитие личностиСтраница 1
Исследование влияния отцовства на развитие личности проходило в два этапа: первым этапом было исследование различия характеристик личностного развития мужчин-отцов, в отличие от мужчин, не имеющих детей, которое проходило в городе Кызыл, с декабря 2002 г. по сентябрь 2003 г. В исследовании приняли участие 99 мужчин, поделенных на две группы по признаку наличия детей (50 мужчин, имеющих детей, 49 мужчин без детей). Обе группы были уравнены по возрасту (средний возраст мужчин, имеющих детей, — 32 года, мужчин без детей — 29 лет) и социальным характеристикам. Вторым этапом стало экспериментальное исследование влияния отцовства на развитие личности, которое проводилось в период с сентября 2003 г. по июнь 2004 г. В исследовании принимали участие всего 95 мужчин, имеющих одного или более детей. Из них 45 мужчин (три группы по 15 человек) составляли экспериментальную группу, подвергшуюся экспериментальному воздействию, 50 — контрольную. Обе группы были уравнены по возрасту (средний возраст экспериментальной группы — 32 года, контрольной - 33 года) и социальным характеристикам. Экспериментальное воздействие представляло собой прохождение в течение двух месяцев специально разработанного нами тренингового курса, направленного на принятие роли отца и формирование продуктивного отцовства.
Ввиду того, что согласно проведенного нами теоретического анализа этапов, факторов и критериев развития личности в период взрослости, наиболее общим критерием развития в данном возрасте в современной психологической науке и принятой нами методологической позиции полагается достижение зрелости — процесс, который можно конкретизировать через формирование ответственности, терпимости, толерантности, саморазвития, позитивного социального мышления, а также принимая во внимание структурную модель отцовства, которая включает четыре блока; потребностно-эмоциональный, операциональный, ценностно-смысловой и оценочный, включающий в себя социальную и личностную оценку, для выявления влияния отцовства на развитие личности, понимаемое нами как формирование ответственности, терпимости, толерантности, саморазвития, позитивного социального мышления, нами использовались следующие методики: Шестнадцатифакторный опросник Кеттелла — 16PF, Тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А.Леонтьева, методика «Личностный дифференциал», методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е.Шеффера-Белла и др. (Schaefer E.S. - Bell R.A.), а также некоторые вопросы анкеты, имеющие интервальную шкалу измерения. Данные, полученные в ходе исследования, были обработаны с помощью корреляционного и факторного анализов.
Обработка данных. На основе индивидуальных протоколов респондентов была получена обще групповая матрица данных.
Сравнение выборок показало, что между выборками существуют значимые по критерию Стьюдента с уровнем значимости 0,05 (р<0,05) различия по следующим показателям: фактор силы (ЛД), по шкалам цепи в жизни и результативность жизни (или удовлетворенность самореализацией) по СЖО, а также по таким шкалам опросника PARI, как шкала «Подавление воли ребенка», «Мученичество родителей», кроме того, по следующим факторам опросника Кеттелла: С — стрессо устойчивость, Е — доминантность, F — сдержанность—экспрессивность, G — подверженность социальным нормам, Н — склонность к риску, I - жесткость-чувствительность, L - доверчивость-подозрительность, М — практичность-воображение, N — прямолинейность—дипломатичность, Q1 - консерватизм-радикализм, Q2 — конформизм-нонконформизм, Q3 — низкий — высокий самоконтроль.
Корреляционный анализ показал, что существует значимая (при р = 0,05) положительная корреляция между наличием детей и следующими показателями (табл. 2): сила (самооценка себя по фактору силы) (ЛД) - г-0,33 (при р = 0,05), цели в жизни (СЖО) г-0,44, результативность (СЖО) г = 0,29, «жертвенность» родителей (PARI) г —0,55, а также с некоторыми факторами по 16PF: фактор С (стрессо-устойчивость) г —0,67, фактор F (сдержанность— экспрессивность), г-0,37, фактор G (подверженность социальным нормам) г = 0,81, фактор N (прямолинейность-дипломатичность) г = 0,54, фактор Q3 (низкий — высокий самоконтроль) г —0,45. Значимая отрицательная связь наблюдается между наличием детей и такими переменными, как: шкала равенства родителей и ребенка (PARI) г = -0,30, фактор Е (доминантность) г = —0,35, фактор Н (склонность к риску) г= —0,65, фактор I (жесткость — чувствительность) г = —0,65, фактор L (доверчивость-подозрительность) г = -0,37, фактор М (практичность—воображение) г = -0,43, фактор Q1 (консерватизм-радикализм) г= -0,55, а также фактор Q2 (конформизм—нонконформизм) г — -0,54.
Таблица 2
Особенности развития личности студентов
Студенческий возраст, по мнению Б.Г. Ананьева, максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. «Если человеку еще в юношестве или в студенческие годы помочь в формировании собственной личности, ее направленности, в поиске своего стиля жизни, учитывающего все плюсы и минусы его индивидуальности, то он сможет в будуще ...
Самооценка. Виды и источники ее формирования
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самооценка связана с одной из центральных потребносте ...
Общая характеристика подросткового возраста. Основные психологические
особенности подростков
Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал ...
