Экспериментальное исследование влияния отцовства на развитие личностиСтраница 1
Исследование влияния отцовства на развитие личности проходило в два этапа: первым этапом было исследование различия характеристик личностного развития мужчин-отцов, в отличие от мужчин, не имеющих детей, которое проходило в городе Кызыл, с декабря 2002 г. по сентябрь 2003 г. В исследовании приняли участие 99 мужчин, поделенных на две группы по признаку наличия детей (50 мужчин, имеющих детей, 49 мужчин без детей). Обе группы были уравнены по возрасту (средний возраст мужчин, имеющих детей, — 32 года, мужчин без детей — 29 лет) и социальным характеристикам. Вторым этапом стало экспериментальное исследование влияния отцовства на развитие личности, которое проводилось в период с сентября 2003 г. по июнь 2004 г. В исследовании принимали участие всего 95 мужчин, имеющих одного или более детей. Из них 45 мужчин (три группы по 15 человек) составляли экспериментальную группу, подвергшуюся экспериментальному воздействию, 50 — контрольную. Обе группы были уравнены по возрасту (средний возраст экспериментальной группы — 32 года, контрольной - 33 года) и социальным характеристикам. Экспериментальное воздействие представляло собой прохождение в течение двух месяцев специально разработанного нами тренингового курса, направленного на принятие роли отца и формирование продуктивного отцовства.
Ввиду того, что согласно проведенного нами теоретического анализа этапов, факторов и критериев развития личности в период взрослости, наиболее общим критерием развития в данном возрасте в современной психологической науке и принятой нами методологической позиции полагается достижение зрелости — процесс, который можно конкретизировать через формирование ответственности, терпимости, толерантности, саморазвития, позитивного социального мышления, а также принимая во внимание структурную модель отцовства, которая включает четыре блока; потребностно-эмоциональный, операциональный, ценностно-смысловой и оценочный, включающий в себя социальную и личностную оценку, для выявления влияния отцовства на развитие личности, понимаемое нами как формирование ответственности, терпимости, толерантности, саморазвития, позитивного социального мышления, нами использовались следующие методики: Шестнадцатифакторный опросник Кеттелла — 16PF, Тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А.Леонтьева, методика «Личностный дифференциал», методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е.Шеффера-Белла и др. (Schaefer E.S. - Bell R.A.), а также некоторые вопросы анкеты, имеющие интервальную шкалу измерения. Данные, полученные в ходе исследования, были обработаны с помощью корреляционного и факторного анализов.
Обработка данных. На основе индивидуальных протоколов респондентов была получена обще групповая матрица данных.
Сравнение выборок показало, что между выборками существуют значимые по критерию Стьюдента с уровнем значимости 0,05 (р<0,05) различия по следующим показателям: фактор силы (ЛД), по шкалам цепи в жизни и результативность жизни (или удовлетворенность самореализацией) по СЖО, а также по таким шкалам опросника PARI, как шкала «Подавление воли ребенка», «Мученичество родителей», кроме того, по следующим факторам опросника Кеттелла: С — стрессо устойчивость, Е — доминантность, F — сдержанность—экспрессивность, G — подверженность социальным нормам, Н — склонность к риску, I - жесткость-чувствительность, L - доверчивость-подозрительность, М — практичность-воображение, N — прямолинейность—дипломатичность, Q1 - консерватизм-радикализм, Q2 — конформизм-нонконформизм, Q3 — низкий — высокий самоконтроль.
Корреляционный анализ показал, что существует значимая (при р = 0,05) положительная корреляция между наличием детей и следующими показателями (табл. 2): сила (самооценка себя по фактору силы) (ЛД) - г-0,33 (при р = 0,05), цели в жизни (СЖО) г-0,44, результативность (СЖО) г = 0,29, «жертвенность» родителей (PARI) г —0,55, а также с некоторыми факторами по 16PF: фактор С (стрессо-устойчивость) г —0,67, фактор F (сдержанность— экспрессивность), г-0,37, фактор G (подверженность социальным нормам) г = 0,81, фактор N (прямолинейность-дипломатичность) г = 0,54, фактор Q3 (низкий — высокий самоконтроль) г —0,45. Значимая отрицательная связь наблюдается между наличием детей и такими переменными, как: шкала равенства родителей и ребенка (PARI) г = -0,30, фактор Е (доминантность) г = —0,35, фактор Н (склонность к риску) г= —0,65, фактор I (жесткость — чувствительность) г = —0,65, фактор L (доверчивость-подозрительность) г = -0,37, фактор М (практичность—воображение) г = -0,43, фактор Q1 (консерватизм-радикализм) г= -0,55, а также фактор Q2 (конформизм—нонконформизм) г — -0,54.
Таблица 2
Механизмы формирования мотивов
В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А.Н. Леонтьевым. Леонтьев описал один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть данного механи ...
Заключение.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
ü Принимать активное участие в жизни семьи;
ü Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
&uu ...
Психологическая классификация профессий
«Профессия – это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [3]. Уточняя это объемное определение, Е.А.Климов характеризует професс ...