Другая психология » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения » Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при нарушенном зрении

Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при нарушенном зрении
Страница 3

А.И. Зотов также указывает на недостатки логической памяти, однако отмечает, что, несмотря на недостаточный уровень развития логической памяти, запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает у детей с нарушениями зрительной функции успешней, нежели материала, не связанного смысловыми отношениями.

В своих исследованиях М.Ф. Носова и Т.А. Подугольникова выделили самый ранний приём запоминания зрительной информации - её перевод благодаря открытой или внутренней вербализации в слуховую память, в которой она сохраняется путём повторений. Эти же специалисты, изучая использование мнемических приёмов старшими дошкольниками, отметили, что дети часто прибегают к механическим приёмам запоминания. Исследователи объясняют это результатом недостаточной осмысленности запоминаемого материала. В этот возрастной период отмечаются также случаи применения логических приёмов запоминания детьми старшего дошкольного возраста. Однако исследования Л.П. Григорьевой показывают, что в младшем школьном возрасте у детей всё ещё возникают сложности группировки слов по смыслу. В.А. Лонина утверждает, что с возрастом смысловое (логическое) запоминание начинает преобладать над механическим.

По мнению А.Г. Литвака ученики младших классов с нарушениями зрения учебный материал запоминают тремя способами: частичный способ; целостный; комбинированный.

При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна от другой. Это ведет к быстрому забыванию. Более продуктивен целостный метод, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности. Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, затем материал снова повторяется в целом.

Овладение приёмами запоминания зависит от чувственного опыта человека, уровня интеллектуального развития, типологических особенностей личности и не зависит от состояния зрительных функций.

Тифлопсихологи (М.И. Земцова, А.И. Зотов, М.Ф. Носова, Т.А. Подугольникова) утверждают, что у лиц с нарушениями зрения имеются большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала, а также в объёме памяти. Результаты проведённого исследования М.Ф. Носовой и Т.А. Подугольниковой показали, что объём памяти у старших дошкольников в среднем в 1,5 раза меньше, чем у детей без дефекта зрения. Продуктивность узнавания легко вербализуемых объектов в 1,2 раза ниже, чем у детей с нормальным зрением, а трудно вербализуемых - 1,3 раза.

Таким образом, память слабовидящих детей развивается по общим с нормой законам, имея при этом свои особенности, связанные с ограниченными возможностями повторного восприятия предмета, с недостаточной значимостью объектов и их понятий, с нарушением согласованности работы глазодвигательной системы, с уменьшением количества бинокулярных нейронов и нарушением межнейронных связей в зрительной коре (Н.Н. Зислина).

Наряду с рассмотрением становления мнемической деятельности дошкольников в рамках нашей исследовательской работы необходимо представить материал, затрагивающий вопрос доминирования полушария в данном возрастном периоде. Так экспериментальные данные Н.Н.Николаенко, Э.Г. Симерницкой, А.Л. Сиртюк, В.В. Суваровой, Л.С. Цветковой позволяют говорить о том, что в дошкольном возрасте наиболее активным является правая гемисфера. При этом у левшей не отмечается чётко выраженного превалирования того или иного полушария.

Установлено, что у мальчиков темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Из этого следует, что случаи левополушарного доминирования в старшем дошкольном возрасте у девочек встречаются чаще, чем у мальчиков того же возраст.

Страницы: 1 2 3 4


Теоретико-методологический анализ социальной депривации, как фактора формирования девиантного поведения. Определение понятия «девиантное поведение» и его основные характеристики
У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а конституированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Под девиантным (лат.deviatio-уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложи ...

Структура мироощущения подростков в различных образовательных средах
Интересную информацию удалось получить и с помощью опросника, разработанного И. В. Дубровиной. Он предназначен для определения критериев, по которым можно охарактеризовать и описать мироощущение и социальное самоопределение подростков. Сам опросник состоит из пяти вопросов и представлен в приложении. На вопрос «Какие из событий последн ...

Нарушение исполнительных функций
Современные исследования дают возможность предположить в качестве первичного компонента расстройства - нарушение исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти. По своему типу этот дефицит напоминает лобный синдром у взрослых. Это позволяет предполагать определённую дисфункцию лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru