Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при
нарушенном зренииСтраница 2
Факты, полученные в ходе исследований различными учеными памяти детей с нарушениями зрения, свидетельствуют о затрудненности и специфичности протекания запоминания, сохранения и воспроизведения у данной категории детей. Несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, процесс запоминания у слепых и слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, что и в норме - увеличение объема и скорости запоминания с возрастом, преобладание смыслового запоминания над механическим, лучшее запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте, чем в старшем, те же, что и в норме, проявления ассоциативной памяти.
А.Г. Литвак и Ф. Н. Шемякин быстрое забывание усвоенного материала объясняют не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых слепые могут получить только вербальное знание. Имеются многочисленные факты, свидетельствующие о том, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к угасанию.
Установлено также, что сохранность представлений зависит от остроты зрения. У незрячих и слабовидящих детей наблюдается высокая степень сохранения усвоенного материала в долговременной памяти. Этот факт объясняется двумя причинами 1) наименьшей сохранностью материала в кратковременной памяти; его быстрым переводом в долговременную память; 2) процессом отбора материала в долговременную память. У слепых и слабовидящих в долговременную память переводится лишь то, что для них имеет более существенное значение в учебе, работе и жизни.
Узнавание и воспроизведение также имеют у слепых и слабовидящих свои особенности.
Так, в экспериментах М.И. Земцовой обнаружилось, что правильность узнавания у слабовидящих, по сравнению с частичнозрячими, возрастает примерно в 1,5 раза. Трудности при узнавании объясняются формированием слабо дифференцированных, фрагментарных образов у слепых и слабовидящих; трудностями, испытываемыми при выделении наиболее существенных сторон и свойств предметов и явлений окружающего мира [20, с.62].
Характерным для слепых и слабовидящих является также неспецифическое узнавание (опознавание объектов как ранее воспринимавшихся по второстепенным, несущественным, неспецифическим признакам), то есть дети с нарушениями зрения испытывают трудности при выделении существенных, специфических признаков.
Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у слепых и слабовидящих так же, как и в норме, постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность последнего при нарушениях функций зрительного анализатора замедляет развитие этого процесса.
Исследования А.И. Зотова, Т.Н. Головиной, направленные на изучение процессов памяти детей с нарушениями зрения, показывают, что в процессе обучения восприятию различных модальностей, при выработке умения выделять существенные признаки и сопоставлять их, процесс узнавания у слепых и слабовидящих претерпевает серьезные качественные и количественные изменения и приближается к норме.
Воспроизведение в отличие от узнавания требует более полного запечатления и сохранения ранее воспринятого. У слепых и слабовидящих отмечается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала. На качестве этого процесса сказываются недостатки запоминания и сохранения, которые уже отмечались. Однако А.Г. Литвак, М.И. Земцова, А.И. Зотов и ряд других авторов предполагают, что замедленное воспроизведение слепых объясняется еще и особенностями высшей нервной деятельности, а именно, некоторым преобладанием тормозного процесса.
Таким образом, важнейшим условием успешного запоминания, сохранения, воспроизведения является качество и характер материала.
Произвольное и непроизвольное запоминание в значительной мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.
М.И. Земцова указывает, что при исследовании, направленном на изучение произвольного запоминания и логической памяти детей с нарушениями зрения выявилось слабое запоминание и сохранение в памяти опорных слов в связи с недостатками наглядно-действенного опыта; недостатки чувственного опыта, бедность представлений этих детей оказывают также отрицательное влияние на развитие произвольной и логической памяти.
Представление о социальной роли, социальном статусе
Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус». Современное общество требует от индивида постоянной смены мо ...
Рекомендации преподавателям вуза по оптимизации уровня тревожности
Чтобы существенно снизить тревожность, необходимо обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Меньше критиковать и больше подбадривать, причем не сравнивать с другими, а только с самим собой, оценивая улучшение результатов.
Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи студента не велики. Не фиксировать пос ...
Тревожные сигналы
Если в 4-5 лет родители и воспитатели детского сада замечают, что ребёнок не может играть в спокойные игры, не в состоянии сосредоточиться на задании и закончить его, если он бросает одно занятие и начинает другое, не закончив которого, переходит к следующему, то такому ребёнку необходимо тщательное психологическое обследование.
Прежде ...