Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при
нарушенном зренииСтраница 2
Факты, полученные в ходе исследований различными учеными памяти детей с нарушениями зрения, свидетельствуют о затрудненности и специфичности протекания запоминания, сохранения и воспроизведения у данной категории детей. Несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, процесс запоминания у слепых и слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, что и в норме - увеличение объема и скорости запоминания с возрастом, преобладание смыслового запоминания над механическим, лучшее запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте, чем в старшем, те же, что и в норме, проявления ассоциативной памяти.
А.Г. Литвак и Ф. Н. Шемякин быстрое забывание усвоенного материала объясняют не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых слепые могут получить только вербальное знание. Имеются многочисленные факты, свидетельствующие о том, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к угасанию.
Установлено также, что сохранность представлений зависит от остроты зрения. У незрячих и слабовидящих детей наблюдается высокая степень сохранения усвоенного материала в долговременной памяти. Этот факт объясняется двумя причинами 1) наименьшей сохранностью материала в кратковременной памяти; его быстрым переводом в долговременную память; 2) процессом отбора материала в долговременную память. У слепых и слабовидящих в долговременную память переводится лишь то, что для них имеет более существенное значение в учебе, работе и жизни.
Узнавание и воспроизведение также имеют у слепых и слабовидящих свои особенности.
Так, в экспериментах М.И. Земцовой обнаружилось, что правильность узнавания у слабовидящих, по сравнению с частичнозрячими, возрастает примерно в 1,5 раза. Трудности при узнавании объясняются формированием слабо дифференцированных, фрагментарных образов у слепых и слабовидящих; трудностями, испытываемыми при выделении наиболее существенных сторон и свойств предметов и явлений окружающего мира [20, с.62].
Характерным для слепых и слабовидящих является также неспецифическое узнавание (опознавание объектов как ранее воспринимавшихся по второстепенным, несущественным, неспецифическим признакам), то есть дети с нарушениями зрения испытывают трудности при выделении существенных, специфических признаков.
Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у слепых и слабовидящих так же, как и в норме, постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность последнего при нарушениях функций зрительного анализатора замедляет развитие этого процесса.
Исследования А.И. Зотова, Т.Н. Головиной, направленные на изучение процессов памяти детей с нарушениями зрения, показывают, что в процессе обучения восприятию различных модальностей, при выработке умения выделять существенные признаки и сопоставлять их, процесс узнавания у слепых и слабовидящих претерпевает серьезные качественные и количественные изменения и приближается к норме.
Воспроизведение в отличие от узнавания требует более полного запечатления и сохранения ранее воспринятого. У слепых и слабовидящих отмечается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала. На качестве этого процесса сказываются недостатки запоминания и сохранения, которые уже отмечались. Однако А.Г. Литвак, М.И. Земцова, А.И. Зотов и ряд других авторов предполагают, что замедленное воспроизведение слепых объясняется еще и особенностями высшей нервной деятельности, а именно, некоторым преобладанием тормозного процесса.
Таким образом, важнейшим условием успешного запоминания, сохранения, воспроизведения является качество и характер материала.
Произвольное и непроизвольное запоминание в значительной мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.
М.И. Земцова указывает, что при исследовании, направленном на изучение произвольного запоминания и логической памяти детей с нарушениями зрения выявилось слабое запоминание и сохранение в памяти опорных слов в связи с недостатками наглядно-действенного опыта; недостатки чувственного опыта, бедность представлений этих детей оказывают также отрицательное влияние на развитие произвольной и логической памяти.
Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности
Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя:
· растяжки,
· дыхательные упражнения,
· глазодвигательные упражнения,
· упражнения для языка и мышц челюсти,
· перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
· упражнения для развития мелкой моторики рук,
· упражнения для ...
Теоретический анализ особенностей внимания как психического процесса у
младших школьников. Общее понятие внимания и его виды.
Исследования внимания в трудах зарубежных и отечественных психологов
На нервную систему человека ежеминутно воздействует множество различных раздражителей: свет, шум. звуки человеческой речи, прикосновение одежды. Действуют и внутренние раздражители, которые вызывают ощущения голода, боли, жажды, утомления.
Из всех разнообразных воздействий человек выделяет в каждый данный момент какое-то одно воздейств ...
Основные виды деятельности и их характеристика
1. Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебн ...