Другая психология » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения » Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при нарушенном зрении

Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при нарушенном зрении
Страница 1

Рассмотрим особенности зрительной образной памяти лиц с нарушениями зрения.

Долгое время тифлопсихологи считали, что память у слепых развивается интенсивнее, чем у зрячих. Это объяснялось дополнительным высвобождением «специфической энергии» зрительного анализатора и результатом мнемических упражнений. Они же относили память слепых к словесно-логическому типу. Современные исследования показали, что при дефектах зрения развитие памяти протекает по общим закономерностям. При этом исследователи констатируют затруднённость и специфические особенности протекания психического процесса (М.И. Земцова, А.И. Зотов, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева). Что же касается преобладающего вида и типа памяти, то на сегодняшний день доказано, что не столько анатомо-физиологические особенности, сколько характер деятельности и содержание запоминаемого материала определяют их.

Исследования М. И. Земцовой, А. Г. Литвака, Л.И. Солнцевой и др. свидетельствуют, что развитие зрительной образной памяти зависит от опыта (двигательного, эмоционального), полученного на предшествующих ступенях онтогенеза. В результате зрительного дефекта этот опыт ограничен, что влечёт специфические трудности в формировании и становлении зрительных образов. Для зрительных образов слабовидящих характерно:

1. Неполнота формируемого образа (опускаются мелкие и малозаметные детали, нарушаются пропорции, величины деталей).

2. Неполноценность связи непосредственного восприятия с предыдущим опытом.

3. Недостаточное осознание связи между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета.

4. Трудности при мысленном воссоздании образа объемного предмета на основе восприятия его плоскостного изображения.

5. Неполное отражение воспринимаемых свойств предметов в речи.

6. Слабость удержания предметных образов в долговременной, а часто и в оперативной памяти.

Так, дети с дефектами зрения испытывают трудности в опознании контуров и форм предметов. Они часто путают и смешивают близкие по внешним признакам объекты (круг – овал, квадрат – прямоугольник, треугольник – трапеция).

Сложности возникают и в выделении главных и второстепенных признаков предметов. В результате этого индивид запоминает и воспроизводит материал по отдельным характеристикам объекта, часто несущественным.

Так же отмечаются трудности в оценке пространственного расположения предметов.

Все перечисленные факты приводят к тому, что зрительные образы лиц с дефектами зрения мало дифференцированы, схематичны, фрагментарны и малоподвижны. Имеются многочисленные факты, свидетельствующие, что образы слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду. Даже небольшой промежуток времени (1-3 мес.) отрицательно сказывается на уровне дифференцированности и адекватности образов-эталонов. Другими словами, нарушение зрительного восприятия приводит отклонениям зрительной образной памяти.

У детей – как зрячих, так и незрячих и слабовидящих – первоначально преобладает наглядно-действенный, затем наглядно-образный вид памяти, позже – словесно-логический. При этом на всех этапах развития мнемической деятельности происходит опора на наглядно-действенную память.

А.Г. Литвак отмечает, что у слепых и слабовидящих школьников слабее, чем в норме, проявляется действие «закона края», согласно которому лучше запоминается начало и конец материала. У них наиболее продуктивно запоминается начало материала, что А.Г. Литвак объясняет повышенной утомляемостью детей с нарушениями зрения.

А.И. Зотов, А.Г. Литвак указывают, что протекание процессов запоминания, сохранения и забывания связано, в первую очередь, с ограниченными возможностями слепых и слабовидящих повторно воспринимать усвоенный материал.

Исследования, направленные на изучение процессов сохранения и забывания, указывают, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду.

Страницы: 1 2 3 4


Специальная психология в системе практической психологии
Специальная психология может быть охарактеризована как одна из старейших прикладных отраслей психологической науки, что следует понимать буквально, как систему использования психологических знаний в решении конкретных проблем практической деятельности человека. Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышленном прои ...

Определение путей формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях
Прежде чем задаться вопросом: какими характеристиками должна обладать личность в современных российских условиях, обратимся к социологическим воззрениям М.Вебера как основоположнику теории современного капитализма. Современный капитализм у Вебера - это неизбежное следствие исторического развития Европы, и пути назад к патриархальным об ...

Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным сам ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru