Дети из детского домаСтраница 1
Сегодня в нашей стране в детских домах и школах – интернатах растут около трети миллиона детей, оставшихся без попечения родителей. Какие они, эти дети? Как ни странно, ответить на этот вопрос довольно трудно. Игнорируемая обществом проблема детей, оставшихся без родителей не исчезла, а, напротив, катастрофически разрослась, превратившись в последствие в усиление алкоголизма, потери духовных ценностей и морального разложения, проблему сирот при живых родителях. Я уже писала в введении, что такие дети составляют на сегодняшний день почти 95%
воспитанников соответствующих детских учреждений.
В результате в детских домах и школах – интернатах оказался сосредоточенным специфический контингент детей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной наследственностью и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны, ярко выраженным депривационным синдромом. Необходимо отметить, что и беспризорники, и подавляющее число сирот военных и послевоенных лет были, как правило, детьми с нормальным ранним семейным опытом, у которых связь с семьей прервалась лишь в силу трагических обстоятельств. Проблемы психической деривации достаточно широко исследуются учеными разных стран, однако прямое заимствование полученных в этих исследованиях результатов в теории и практике отечественной психологии и педагогике малоэффективно по ряду причин.
Во-первых, сравнительный анализ проведенных исследований убеждает в том, что их результаты во многом определяются конкретными социокультурными условиями: традициями воспитания в той или иной стране, типом детского учреждения, величиной и особенностями контингента учреждений и т.д. Во-вторых, большинство исследований, посвященных проблеме психической деривации, проведены с детьми раннего и дошкольного возраста. Все это делает актуальным изучение особенностей психического развития детей в учреждениях интернатного типа. В данной главе, мне хотелось бы представить результаты экспериментальных исследований, проведенных авторами. Обследуя детей младшего школьного и подросткового возраста, они стремились разносторонне изучить специфику их интеллектуального, личностного развития, особенностей поведения, общения с окружающими и т.п.
Ø Коэффициент интеллекта
Для того чтобы выявить уровень и наиболее общие характеристики интеллектуального развития воспитанников школы – интерната воспользуемся вариантом теста Векслера. Результаты теста дают возможность определить общий коэффициент интеллекта (
IQ
)
, представляющий собой процентное отношение уровня умственного развития (умственного возраста) к хронологическому возрасту индивида. При их совпадении уровень развития интеллекта индивида считается соответствующим возрасту. Испытуемые могут быть разделены на семь групп – от очень высокого уровня интеллекта до умственной отсталости. В данной выборке максимальное количество испытуемых (68, 4%)попали в группу со «средним интеллектом» (
IQ
– 90 до 109); 10,5%
– в группу с интеллектом «выше среднего» (
IQ
– 110 до 120);
ни одного испытуемого – в группу с «высоким интеллектом»; 5,3%
– в группу с «очень высоким интеллектом» (
IQ
– выше 130); 10, 5%
испытуемых оказались в группе с «тяжелым интеллектом» (
IQ
– от 80 до 89);
ни один не попал в зону «граница умственной отсталости», и у 5, 3%
испытуемых общий показатель интеллекта свидетельствовал об умственной отсталости (
IQ
– ниже 70).
Ø Школьные успехи детей
Как соотносится уровень развития интеллекта, психологически определяемый с помощью коэффициента интеллекта, со школьными успехами детей? Низкая школьная успеваемость – следствие низкого интеллекта. Однако Й. Лангмейер и З. Матейчек на основании специальных исследований пришли к выводу: данная предпосылка полностью подтверждается у группы детей из «хороших семей», уже менее – у группы детей из «плохих семей» и еще менее – у детей, воспитывающихся в детских учреждениях (5, стр. 97)
Ø Желания детей
Мотивационные предпочтения детей, свидетельствуют о том, что для воспитанников школы – интерната характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных и их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов, правил поведения. В то же время их сверстников из обычной школы наряду с повседневными заботами волнуют и многие проблемы, выходящие за рамки их личного опыта. Если школьники выражают свои пожелания в изъявительном наклонении, то воспитанники интерната – чаще всего в сослагательном. И это неслучайно. Воспитанники школы – интерната как бы не уверены в своем праве на желание, частицей «бы» они как бы отстраняют себя от своего желания, не чувствуя себя хозяевами своих желаний.
Выводы
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Гипотетическое предположение, выдвинутое в начале исследования, нашло в ходе его проведения статистически значимое подтверждение. На формирование образа профессионального будущего молодого специалиста оказывают влияние следующие особенности: ведущая мотивационная на ...
Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия
Психические состояния каждого человека индивидуальны.
Однако, всегда можно выделить положительные и отрицательные психические состояния разных людей. Примером положительных состояний являются психические состояния счастья, любви и др., отрицательных — тревога, депривация, фрустрация, депрессия, агрессия и т.п.
Депривация — это сост ...
Анкетирование показало следующие результаты.
Испытуемый № 1
1) По результатам теста Д. Голланда Испытуемый № 1 набрал максимальное количество баллов по двум типам: исследовательский и социальный:
Предпочитаемые виды деятельности для исследовательского типа:
· сбор информации, ее систематизация, анализ;
· выполнение сложных или абстрактных заданий;
· решение проблем через разм ...