Основные методы
социально-психологической реабилитации раненых.Страница 6
Концепция сценария в настоящее является, наряду с моделью эго – состояний, центральной идеей ТА.(впервые была разработана Э.Берном в сер. 60-х гг. ХХ в.)
Основные положения концепции сценария в ТА.
· Сценарий –это план жизни.
· Сценарий - всегда приводит к определенному финалу.
· Человек сам принимает решение о сценарии.
· Сценарий – подкрепляется родителем.
· Сценарий – лежит вне пределов осознания.
Реальность искажается человеком с целью «оправдания» сценария.
Психодрама –
метод терапии, в ходе которой человек с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Участие раненых в психодраматических группах позволяет психологам решить целый ряд задач психокоррекционной программы:[46]
· оказать помощь раненым в осознании и эмоциональном отреагировании психотравмирующего опыта;
· преодолеть имеющиеся внутриличностные конфликты, повысить личностную интегрированность, уровень адекватности самовосприятия и самооценки, изменить неадекватные установки по отношению к другим людям, себе, к своему прошлому, настоящему и будущему;
· оказать помощь раненым в преодолении неэффективных способов вступления в контакт с партнером по общению, ведения диалога с ним и выходу из контакта;
· осмыслить причины имеющихся межличностных конфликтов, повысить компетентность в умении, предвидеть возникновение конфликтных ситуаций,
· адекватно в них ориентироваться, эффективно взаимодействовать с оппонентом в случае возникновения конфликтов и быстро их разрешать;
· снизить уровень личностной тревожности, психической напряженности, эмоциональной неустойчивости и неуверенности в себе;
· овладеть навыками самоконтроля и релаксации, способствующими эффективному общению[47].
Сам Я.Л. Морено считал психодраму методом, позволяющим проживать жизненные ситуации и выходящим далеко за рамки психотерапии[48].
В психодраме участник одновеменно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни, причем не только реальных событий и жизненных кризисов, но и различных аспектов внутренних психологических событий. В ходе психодрамы человек проявляет весь набор типичных для него моделей поведения и различных эмоциональных состояний.
Содержанием драматического действия становятся не вполне осознаваемые и не пережитые в полной мере аспекты его жизни. С помощью специальных техник в ходе драмы реконстуиуются и раскываются не проявленные чувства и неосознанные установки, помогая человеку по-новому увидеть себя, взглянуть на ситуацию и свои возможности. Ключ здесь лежит в проигрывании различных ролей в групповом процессе, в котором есть место для рационального, реального и воображаемого, спонтанного и рефлективного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезности и игры, эмоций и мышления, внутреннего и межличностного, духовного и эстетического[49].
Исцеляющее воздействие психодрамы как группового метода во многом связано с тем, что психологическая правда человека предъявляется им в ситуации эмоционального отвержения другими, в атмосфере психологической поддержки группы, в условиях, побуждающих его витальность и креативный потенциал, благодаря переживанию радости игы. Все эти качества психодраматического действия способствуют личностному росту, укрепляют надежду на изменения, стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения, помогают преодолевать трудности в общении.
Анализ эффективности предложенной системы занятий в обучении дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью сюжетно - ролевой игре
После проведения формирующего эксперимента, направленного на обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью сюжетно - ролевой игре, мы провели повторное обследование экспериментальной и контрольной групп. Нашей задачей было: выявление эффективности нашей системы занятий по коррекции основных параметров сюжетно – ролевой игры ...
Особенности эмоционального благополучия ребенка
Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» [25]. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.
Эмоции ребенка отличаются многообраз ...
Проявления взаимосвязи развития мозга и сознания
Физиология высшей нервной деятельности изучает органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология, в свою очередь, исследует анатомо-физиологические основы психики. Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психическими явлениями и поведение ...