Оценка мышления младшего школьника

У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. При решении мыслительных задач они опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. Процесс обучения быстро стимулирует развитие абстрактного мышления. Развитие мышления младшего школьника характеризуется переходом от оперирования практическими действиями в решении наглядно данной ситуации, конкретной задачи к умственным, внутренним, свернутым действиям. Изменяется содержание, которым оперирует ребенок. От наглядного единичного факта ребенок переходит к оперированию представлениями о нем, а затем и к все более обобщенным понятийным знаниям. Для оценки вербально-логического мышления используется методика «Исключение слов», позволяющая оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии по 4 слова. Экспериментатору следует иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Таблица.

Номер серии

Время выполнения заданий.

Результат

1.

15.

Получив индивидуальные данные по показателю вербальнологического мышления, можно посчитать среднюю арифметическую по группе в целом.

Для оценки уровня обобщения можно использовать методику Б.И. Пинского, основной смысл которой заключается в выделении закономерностей. Для исследования необходим набор черных и белых прямоугольников одинаковой величины. Испытуемому предлагается удлинить начатый экспериментатором «заборчик». Три задания возрастающей сложности.

1 задание-ЧБ ЧБ ЧБ

2 задание-ЧББ ЧББ ЧББ

3 задание-ЧБ ЧББ ЧБББ.

При анализе выполнения задания обращается внимание:

-предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания

-насколько стереотипен избранный обследуемым образ действий

-как влияют на действия случайные побуждения

-имеется ли тенденция переносить в готовом виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу.


Классификация профессий по Е.А. Климову
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым. В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий: 1) Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. При ...

Внимание, его виды и свойства
Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального. Виды внимания: • Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенно­стями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивнос ...

Диагностическая работа – одно из направлений деятельности психолога в начальной школе
Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и меха ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru