Оценка мышления младшего школьника

У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. При решении мыслительных задач они опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. Процесс обучения быстро стимулирует развитие абстрактного мышления. Развитие мышления младшего школьника характеризуется переходом от оперирования практическими действиями в решении наглядно данной ситуации, конкретной задачи к умственным, внутренним, свернутым действиям. Изменяется содержание, которым оперирует ребенок. От наглядного единичного факта ребенок переходит к оперированию представлениями о нем, а затем и к все более обобщенным понятийным знаниям. Для оценки вербально-логического мышления используется методика «Исключение слов», позволяющая оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии по 4 слова. Экспериментатору следует иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Таблица.

Номер серии

Время выполнения заданий.

Результат

1.

15.

Получив индивидуальные данные по показателю вербальнологического мышления, можно посчитать среднюю арифметическую по группе в целом.

Для оценки уровня обобщения можно использовать методику Б.И. Пинского, основной смысл которой заключается в выделении закономерностей. Для исследования необходим набор черных и белых прямоугольников одинаковой величины. Испытуемому предлагается удлинить начатый экспериментатором «заборчик». Три задания возрастающей сложности.

1 задание-ЧБ ЧБ ЧБ

2 задание-ЧББ ЧББ ЧББ

3 задание-ЧБ ЧББ ЧБББ.

При анализе выполнения задания обращается внимание:

-предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания

-насколько стереотипен избранный обследуемым образ действий

-как влияют на действия случайные побуждения

-имеется ли тенденция переносить в готовом виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу.


Демократизация школьного образования
К демократизации общеобразовательной школы, как считает А. Н. Джуринский есть два подхода: • Эгалитаристский подход — основан на идее уравнивания или единообразия. Согласно этому подходу все детиравны от рождения, и в практике образования это при­водит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощре­нию одних учеников по сравнению с другим ...

Приложения
Приложение 1 Индивидуальные показатели состояния зрительных функций детей Контрольная группа №Испыт. Нарушение 1 Расходящиеся монолатеральное косоглазие 2 Расходящиеся монолатеральное косоглазие 3 Сходящиеся монолатеральное косоглазие 4 Амблиопия высокой степени 5 Сходящиеся аккамадацио ...

Экспериментальная часть. Исследование влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики в зрелом возрасте. Методы и методики исследования
Для установления влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения необходимо: провести исследование типов темперамента; определить стиль общения; выявить статистически значимые связи между показателями по результатам проведенных методик. Для определения психодинамических особенностей лич ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru