Оценка мышления младшего школьника

У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. При решении мыслительных задач они опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. Процесс обучения быстро стимулирует развитие абстрактного мышления. Развитие мышления младшего школьника характеризуется переходом от оперирования практическими действиями в решении наглядно данной ситуации, конкретной задачи к умственным, внутренним, свернутым действиям. Изменяется содержание, которым оперирует ребенок. От наглядного единичного факта ребенок переходит к оперированию представлениями о нем, а затем и к все более обобщенным понятийным знаниям. Для оценки вербально-логического мышления используется методика «Исключение слов», позволяющая оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии по 4 слова. Экспериментатору следует иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Таблица.

Номер серии

Время выполнения заданий.

Результат

1.

15.

Получив индивидуальные данные по показателю вербальнологического мышления, можно посчитать среднюю арифметическую по группе в целом.

Для оценки уровня обобщения можно использовать методику Б.И. Пинского, основной смысл которой заключается в выделении закономерностей. Для исследования необходим набор черных и белых прямоугольников одинаковой величины. Испытуемому предлагается удлинить начатый экспериментатором «заборчик». Три задания возрастающей сложности.

1 задание-ЧБ ЧБ ЧБ

2 задание-ЧББ ЧББ ЧББ

3 задание-ЧБ ЧББ ЧБББ.

При анализе выполнения задания обращается внимание:

-предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания

-насколько стереотипен избранный обследуемым образ действий

-как влияют на действия случайные побуждения

-имеется ли тенденция переносить в готовом виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу.


Приложения
Приложение 1. Для статистической обработки данных использовался t – критерий Стьюдента, для оценки статистической значимости разности выборочных средних арифметических двух распределений первичных величин. Он вычисляется по формуле: Х1- среднее значение контрольной группы; Х2- среднее значение экспериментальной группы; m – стандарт ...

Альтернативные взгляды на процесс формирования личности. Ролевая концепция личности
Происходящие в нашем обществе процессы невозможно правильно оценить и понять без изучения обширного научного наследия в об­ласти социологии личности, Одной из известнейших социологических теорий личности явля­ется ролевая концепция, возникшая в американской социальной пси­хологии в 30х годах XX века и получившая широкое распространение ...

Процесс мышления
Мышление — (,зто психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. "Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Виды мышления: ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru