Основные методы
социально-психологической реабилитации раненых.Страница 2
Основные задачи
психологической реабилитации определяются характером психологического состояния, выраженностью нервно-эмоциональных расстройств и индивидуально-личностными особенностями раненых. Основными из них являются: [33].
· оценка психологического состояния пострадавших, определение качества и степени психоэмоционального расстройства;
· определение оптимальных путей и методов психологического воздействия, направленных на восстановление оптимальной работоспособности;
· формирование оптимальной психологической реакции на течение и последствия ранения и заболевания;
· изучение динамики психических нарушений в процессе лечения в стационаре и пост стационарном периоде;
· оценка физической, сенсорной и интеллектуальной работоспособности реконвалесцентов и сопоставление их с номинальными показателями профессиональной работоспособности;
· коррекция психосоматического статуса методами психотерапевтических: психофизиологических и психофармакологических воздействий;
· необходимости — профессиональной переориентации
· Задачи психологической реабилитации решают поэтапно, в соответствии со структурой реабилитационных мероприятий.
Основные этапы
психологической реабилитации[34]
1. Диагностическим и клинико-психологическим обследованием оценивают функциональное состояние раненых, их психологические особенности, определяют уровень физиологических резервов систем организма и напряжение процесса психической адаптации. На данном этапе могут определяться степень и особенности психоэмоциональных нарушений, отклонения и особенности познавательных психических способностей — памяти, внимания и мышления.
2. Лечебно-восстановительный, когда конкретизируется индивидуальный подход, основанный на наличии психоэмоциональных нарушений индивидуума, осуществляется подбор индивидуального психотерапевтического воздействия (рациональная психотерапия, логотерапия, релаксирующие техники с элементами суггестии и др.). Периодически контролируется динамика психического статуса и коррегируются лечебные мероприятия.
3. Социальной адаптации (профессионально-восстановительный). На данном этапе используют специальные тренажеры, аппаратурные и компьютерные методики для восстановления утраченных навыков. Анализируется эффективность лечебно-восстановительных мероприятий и определяется степень восстановления профессиональной пригодности и работоспособности.
При реализации и применение перечисленных выше техник был использован основной принцип – учет индивидуально-психологических особенностей каждого раненного и соответствие их основным задачам
социально-психологической реабилитации.
В основу психокоррекционных мероприятий, применяемых в 6 ЦВКГ с ранеными легли cледующие методы социально-психологической реабилитации: суггестивная терапия; рациональная психотерапия; гетеро- и ауторелаксационные техники; психологическое консультирование; психоанализ; трансактный анализ; психодрама; логотерапия, гештальт-терапия, дебрифинг стресса критических инцидентов, и другие[35].
Рациональная психотерапия
Проксемика (личная территория)
Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто оно является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собственность (дом, машину, его собственную спальню, его личный стул), человек также имеет чётко обозначе ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Инструкция: «Уважаемый товарищ! Предлагаем Вам принять участие в изучении самостоятельной работы и самообразования студентов нашего института. Такое исследование может быть проведено только с Вашей помощью и при Вашем активном участии. Результаты исследования во многом зависят от искренности и четкости Ваших ответов. Изуче ...
Психологическая характеристика личности старшего дошкольника
В дошкольном возрасте выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет).
Дошкольный возраст – большой и ответственный период психического развития ребенка. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно ра ...