Другая психология » Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, получивших ранения и увечья, с помощью метода психологического дебрифинга » Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и их учет в социально – психологической реабилитации. Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения

Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и их учет в социально – психологической реабилитации. Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения
Страница 4

· трудности с концентрацией внимания;

· повышенная бдительность;

· избыточная реакция на внезапные раздражители;

· повышенный уровень физиологической реактивности на события.

Длительность первичных симптомов — по крайней мере, один месяц.

Особое место среди ПТСР реакций занимают внезапные повторные переживания событий, происходивших в боевой обстановке, которые сопровождаются как бы «включением» из настоящего (flashback). А.Бланк выделил четыре типа повторных переживаний:

1. Яркие сны и ночные кошмары о боевых событиях;

2. Яркие сны, от которых ветеран просыпается, потрясенный ощущением реальности вспомнившихся военных событий и возможными действиями, которые он совершал под воздействием этих воспоминаний;

3. Осознаваемые «флэшбэк» - переживания, в которых ветеран ярко представляет образы военных событий. Они могут иметь независимый характер и сопровождаться воспроизведением различной модальности (визуальные, звуковые, обонятельные и т.д.). При этом ветеран может либо незначительно утратить контакт с реальностью, либо полностью. Во втором случае это может сопровождаться активными действиями. Впоследствии ветеран всегда может описать то, что ему представлялось и осознает различие между тем, что с ним происходило и реальностью;

4. Неосознаваемый «флэшбэк» представляет собой внезапное, абстрактное переживание, сопровождающееся определенными действиями. В данном случае содержание воспоминаний имеет косвенное отношение к войне, может не осознаваться ветераном. Структура неосознаваемого «флэшбэк» подобна снам, имеющим явный и скрытый контекст.

Одним из проявлений ПТСР реакций являются мысли о самоубийстве, которые в некоторых случаях заканчиваются реальным их осуществлением.

Среди других психических явлений, наблюдавшихся у ветеранов войн можно отметить состояние пессимизма, ощущение заброшенности другими; недоверие к другим людям, неспособность говорить о войне; потеря смысла жизни, неуверенность в своих силах, ощущение нереальности того, что происходило на войне; ощущение того, что ты погиб на войне; ощущение неспособности влиять на ход событий, неспособность быть открытым в общении с другими людьми; тревожность; потребность иметь при себе оружие, неприятие ветеранов других войн; негативное отношение к представителям власти; желание выместить на ком-либо злость за то, что был послан на войну и за все, что там происходило; отношения к женщинам только как к объекту сексуального удовлетворения; потребность участвовать в опасных «приключениях»; попытка найти ответ на вопрос о том, почему погибли твои друзья, а не ты и др.

Среди поведенческих особенностей нередко наблюдаются конфликтность в семье, с родственниками, коллегами по работе, вспышки гнева, драки, злоупотребление алкоголем и наркотиками[20]

Общее состояние здоровья при этом часто сопровождается слабостью, головокружением, снижением работоспособности, головными болями, болями в области сердца, сексуальными расстройствами, нарушениями сна, фобическими реакциями и т.д., а у инвалидов дополняется проблемами, связанными с полученными ранениями и травмами.

Длительность первичных симптомов — по крайней мере, один месяц.

К вторичным симптомам ПТСР, наблюдаемым у пациентов многие годы, относят

: депрессию, тревогу, импульсивное поведение, алкоголизм (токсикоманию), соматические проблемы, нарушение чувства времени, нарушение ЭГО-функциониования [21].

Для ПТСР у раненых характерны пять фаз

:

5. initial impact – начальное воздействие;

6. resistance/denial – сопротивление/ отрицание;

7. acceptance/repression – допущение/подавление;

8. decompensanion – декомпенсация;

9. trauma mastery and recovery – совладение с травмой и выздоровление

В клинико – динамическом плане различают острые, хронические и отсроченные посттравматические стрессовые расстройства. Острые ПТСР характеризуются фиксацией на перенесенной травме, пониженной реактивностью, когнитивными и вегетативными нарушениями, изменением настроения. Они возникают вслед за прекращением непосредственного воздействия катастрофы. Сходными с острыми по своему клиническому проявлению являются отсроченные ПТСР. Различие между ними состоит лишь во времени возникновения. Отсроченные расстройства характеризуются определенным периодом бессимптомного течения и развиваются спустя известное время после травматизации, которое иногда измеряется месяцами. Острые ПТСР могут либо постепенно редуцироваться, либо перейти в хроническую форму.

Зарубежными исследователями для выявления постстрессовых расстойств используются широко известные методы (клиническая беседа, MMPI, опосник тревоги Ч. Спилбегера, шкала депрессии Бека, Общий опосник здоровья и п.). Известен также ряд специализированных методик: шкала воздействия событий М. Гоовица (1979), шкала ПТСР MMPI Т. Кина (1984), Список 90 симптомов Л. Деогатиса (1983), Миссисиппская шкала пост-боевых стрессовых расстойств Т. Кина (1988) и ряд дугих[22]. При обследовании больших контингентов положительно зарекомендовали себя также различные "шкалы самодиагностики", позволяющие человеку самому оценить наличие у себя посттравматической сиптоматики и принять решение об обращении за консультацией психолога. В нашей стране надежные методические средства психологической диагностики ПТСР практически отсутствуют. Имеющиеся в распояжении психологов широко известные методы СМОЛ, шкала тревоги Спилбергера-Ханина, тест САН и другие не ориентированы прямо на выявление постсртрессовых расстройств.

Страницы: 1 2 3 4 


Школьный период
Современная школа – продукт длительной истории. Так школы Древней Спарты – агеллы – еще не были чисто учебными заведениями. Мальчики поступали туда с 7 лет. В агеллах они жили, привыкали переносить голод, холод, жажду, занимались спортивными упражнениями, воинским делом; обучались музыке, пению, танцам, основам грамоты. Обучение было те ...

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя: · растяжки, · дыхательные упражнения, · глазодвигательные упражнения, · упражнения для языка и мышц челюсти, · перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, · упражнения для развития мелкой моторики рук, · упражнения для ...

Представления учащихся о здоровье и здоровом образе жизни в период младшего школьного возраста. Методики проведения исследования представлений учащихся о здоровье
цель практической части данной курсовой работы: проследить процесс формирования у учащихся младших классов представлений о здоровье и здоровом образе жизни с учетом их возрастных особенностей на основе процесса интериоризации. Объект - по 10 учащихся с 1 по 4 классы СШ №14 г. Пинска. С целью исследования были использованы следующие ан ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru