Другая психология » Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, получивших ранения и увечья, с помощью метода психологического дебрифинга » Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и их учет в социально – психологической реабилитации. Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения

Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и их учет в социально – психологической реабилитации. Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения
Страница 2

В качестве одного из последствий воздействия стресс-факторов личностного развития рассматривается психическая травма

(ПТ). Существуют различные подходы к пониманию этого явления.

Содержание ПТ

определяется как:

1. следы («остатки», «осадки») аффективных переживаний (З.Фрейд);

2. результат большого и интенсивного раздражения, от «которого нельзя освободиться или которое нельзя переработать нормальным способом» (З.Фрейд);

3. прорыв гипотетического защитного покрова, который предохраняет психику от чрезмерных раздражителей (З.Фрейд);

4. переживание, в котором подавляется актуальное ЭГО (С. Ферст);

5. сильное нарушение медиаторной функции ЭГО (С.Ферст, А.Солнит, м.Крис);

6. изменения представления о собственной неуязвимости, самом себе, других людях и окружающем мире (Р. Янофф-Бульман);

7. разрушение представления о том, что окружающий мир не опасен и наполнен смыслом, что собственная личность достойна уважения, а другие люди достойны доверия (С.Эпштейн);

8. нарушение психологической целостности, сформированной в детские годы (Г.Кудлер);

9. потеря веры в упорядоченность и размеренность жизни;

10. результат воздействия психотравмирующих раздражителей, сила которых определяется значимостью патогенной информации для данного индивида (А.М.Свядощ)[6]

11. результат взаимодействия травматического события, восприятия и оценки его человеком, психической реакции человека на это событие (Б.Грин);[7]

12. нарушение психической защиты и системы значимых переживаний (Ф.В.Бассин, В.Е.Рожнов, М.А.Рожнова);

13. ослабление активности или изменение целостности индивидуального барьера психической адаптации. Сопровождающееся нарушением «психического гомеостаза» и снижением уровня адаптации (Ю.А.Александровский);

Каммерр (1974) привел следующую систематику психических травм:

· потеря близких лиц (матери, отца, брата, сестры);

· потеря материальных ценностей;

· поражение творческой деятельности.

По характеру ПТ может быть внезапной, неожиданной, либо предвидимой, ожидаемой (смерть близкого после продолжительной болезни). При наличии прогрессирующих или регулярных лишений речь идет о фрустрации.

Классификация ПТ с точки зрения их интенсивности, значимости для личности осознанности и возможности преодоления, степени длительности воздействия психотравмирующих факторов (Г.К. Ушаков):[8]

1. Массивные (катострофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие:

· сверхактуальные для личности;

· неактуальные для личности.

2. Ситуационные острые (подострые), многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения).

3. Пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуации лишения):

· осознаваемые и преодолимые;

· неосознаваемые и непреодолимые.

4. Пролонгированные ситуационные. Приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощения):

· вызванные самим содержанием ситуации;

· вызываемые чрезмерным уровнем притязания к возможности для достижения цели в обычной деятельности.

Анализ различных точек зрения на ПТ позволил Р.А.Абдурахманову[9] сделать вывод о том, что под термином ПТ

целесообразно понимать результат воздействия на личность значимых для нее стресс-факторов, который выражается в снижающем эффективность жизнедеятельности субъекта изменении его системы саморегуляции. Эти изменения могут быть результатом интенсивного разового стрессового события или действующей на протяжении длительного времени стрессовой ситуации. При этом в основе ПТ могут лежать осознаваемые и неосознаваемые изменения в физиологической, эмоциональной, когнитивной (интеллектуальной) и поведенческой составляющих системы регуляции.

Боевой стресс.

Характерная черта боевой обстановки – постоянная угроза жизни, в условиях которой солдат должен действовать. Предъявляемые к личности требования превышают ее ресусы. Этим несоответствием порождается боевой стресс.[10]Причины формирования боевого стресса многочисленны. Это – ужасы войны, страх быть убитым, раненным, физическое и психическое перенапряжение, нарушение режимов жизнедеятельности, болезни, травмы и ранения, боязнь не справиться с обязанностями, неопределенность и дефицит информации, необычность ситуации, отсутствие в прежнем опыте запаса возможных ответных реакций. Число психиатических потерь обычно зависит от уровня потерь убитыми и раненными[11]. Но немаловажное значение имеют также и социокультурный контекст, популярность войны, фактор социальной поддержки [12].

Страницы: 1 2 3 4


Программа исследования
Объект: отношения. Предмет: отношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте Цель: выявить психологическую особенность между матерью т дочерью. Гипотеза: мы предположили, что отношения между матерью и дочерью-подростком строятся в зависимости социальных, бытовых условий, окружающей среды, уровня образования. Задачи: 1. про ...

Развитие профессионально-технического и среднего специального образования
Профессионально-техническое образование имеет целью подготовку рабочих кадров, приобретение гражданами трудовых и профессиональных умений в сочетаний с об­щим образованием, духовным и физическим развитием. Профессионально-техническое образование осуществ­ляется на основе полного общего среднего образования, а также на основе базового ...

Виды ощущений
Систематическую классификацию ощущений предложил английский физиолог Ч.Шеррингтон. Он разделил ощущения на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные. Первые объединят сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; Вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двиг ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru