Другая психология » Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, получивших ранения и увечья, с помощью метода психологического дебрифинга » Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и их учет в социально – психологической реабилитации. Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения

Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и их учет в социально – психологической реабилитации. Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения
Страница 3

Сознание бессмысленности войны понижает психическую устойчивость и сопротивляемость стессам. Страх, тревога, ощущение своей уязвимости преодолеваются и компенсиуются защитным механизмом агрессивного и диссоциального поведения. При воздействии стресса боевой обстановки происходит увеличение частоты алкоголизации, наркотизации, учащаются случаи нарушения дисциплины.

В боевых условиях формиуется специфический комплекс виновности. Нажитыми изменениями личности являются обостренное чувство справедливости, гипотимия, тревожность, ранимость, аффективная нестабильность, настороженность, импульсивность и подозрительность, склонность к уединению, чувство опустошенности, напряженность межличностных отношений, постоянная готовность к реактивным образованиям, взрывам ярости, самоповреждениям[13]. Могут наблюдаться утрата внимания и внешности, потеря веса, быстрое опьянение. Эти изменения трактуются как «синдом выживания», или апатичная депрессия. Трансфомация личности может возникнуть после первого убийства врага или после гибели друга. Первичная реакция на такую травму может быть внешне незаметной или сопровождаться острой психической дезорганизацией. После возвращения с войны остаются привычка оценивать окужающее с точки зрения потенциальной опасности, и малейшая провокация может внезапно вызвать агрессию. Частые дисфории приводят к алкоголизации и снижению работоспособности[14].

Посттравматические стрессовые расстойства. (ПТСР) Для обозначения расстойств, возникающих у лиц, перенесших психическую травму, в 1980 г. в понятие «посттравматические стрессоные расстойства» (ПТСР) было принято как отчетливая и обоснованная диагностическая категория.

Посттравматические стрессовые расстройства можно определить как состояние, которое развивается у человека, испы­тавшего эмоциональный или физический стресс достаточной выраженности, способный быть травматичным практически для любого человека.

К основным симптомам синдрома ПТСР относятся[15]

:

· нарушение сна;

· патологические воспоминания (навязчивый возврат к экстремальной ситуации);

· неспособность вспомнить – амнезия на некоторые события (избегание всего того, что напоминает о наиболее экстремальных моментах);

· сверхчувствительность (повышенная бдительность к новому возникновению экстремальности);

· сверхвозбудимость (неадекватная сверхмобилизация).

Для возникновения ПТСР необходимо, чтобы человек испытал действие стрессора[16], выхо­дящего за рамки обычного человеческого опыта и способного вызвать дистресс практически у любого. К такого рода стрессорам, в частности, относятся: серьезная угроза для жизни или физической целостности, вынужденное, как это бывает на войне, убийство человека, серьез­ное физическое повреждение (ранение), смерть или калечащее ранение сослуживца[17]. Воздействие экстремального стрессора приводит к манифестации ПТСР в виде тех констел­ляций: интрузии, избегания и гиперактивности[18].

Интрузия.

Травматическое событие постоянно переживается одним из следующих образов:

1. периодические навязчивые дистрессирующие воспоминания травмирующих событий;

2. периодически повторяющиеся кошмарные сновидения;

3. неожиданные ощущения того, что травматические события как бы вновь переживаются (ощущение обострения в памяти и переживаниях травматических событий, иллюзий, галлюцинаций, диссоциативные эпизоды), возникающие как в состоянии бодрствования, так и опьянения;

4. интенсивный психологический дистресс под воздействием событий, символизирующих или имеющих сходство с аспектами травматических событий (например, годовщина травмы).

Избегание.

Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой; возникновение эмоционального оскудения; чувство безразличия к другим людям, что проявляется, по крайней мере, тремя из следующих расстройств:

· умышленные усилия избегать мыслей и чувств, связанных с травмой;

· попытки избегать каких-либо действий или ситуаций, способных стимулировать воспоминания о травме;

· неспособность воспоминать важный аспект травмы (психическая амнезия);

· снижение интереса к значимым ранее для данного человека видам активности;

· чувство отчуждения к окружающим;

· снижение способности к сопереживанию и душевной близости с другими людьми;

· ощущение «укороченного будущего» (неуверенность в будущей карьере, женитьбе или продолжительности жизни).[19]

Гиперактивность

, проявляющаяся, по крайней мере, двумя из следующих моментов:

· трудность засыпания или поверхностный сон;

· повышенная раздражительность или вспышки гнева;

Страницы: 1 2 3 4


Выводы об уровне развития
Для каждого из испытуемых отдельно устанавливаются уровень развития мотива «стремление к людям» и уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым». При этом пользуются следующей суммарной шкалой: Сумма баллов от 32 до 80 – низкий уровень развития данного мотива. Сумма баллов от 81 до 176 – средний уровень развития мотива. Сумма б ...

Пример
Случаи межгрупповых взаимоотношений встречаются в подавляющем большинстве организаций. В качестве примера приведу ситуацию в абстрактном охранном предприятии «Булава», занимающимся охраной частных квартир, зданий, построек, а также сопровождением грузов при перевозке автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. В данной организ ...

Родительские стили воспитания и установки
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка мо ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru