Другая психология » Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории » Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории. Диагностика уровня развития памяти младших школьников

Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории. Диагностика уровня развития памяти младших школьников
Страница 1

Для развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории на базе МОУ Синицинская СОШ был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 10 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий этап - первичная диагностика уровня развития памяти младших школьников.

2 этап – формирующий этап - реализация условий развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории.

3 этап – контрольный этап - повторная диагностика уровня развития памяти детей младшего школьного возраста, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня развития памяти использовались следующие критерии:

1.Быстрота - отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

2.Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался ребенок, а также в припоминании содержания информации.

3.Длительность памяти - способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.

4.Объем памяти– количество информации, удерживаемой в памяти.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития памяти у младших школьников: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень - быстрое заучивание с незначительным количеством ошибок (в среднем 0,6—0,7 ошибки). Для учащихся характерно стремление к активному поиску приемов, облегчающих запоминание, и использование их: 1) воспроизведение материала в том порядке, в каком он предъявлялся, 2) повторение, 3) припоминание, 4) пересказывание единиц материала, 5) проговаривание и т. п.

Средний уровень - простейшие мнемические приемы: повторение, проговаривание. Однако эти испытуемые не всегда стремятся к точности запоминания, не проявляют усилия воли, поэтому часто допускают ошибки.

Низкий уровень - с большим трудом запоминают бессвязный материал, у них не проявляется установка на запоминание. У большинства детей отсутствует поиск и применение способов, облегчающих запоминание, они пассивны и почти безразличны к результату запоминания. У них очень медленно образуются связи и дефференцировка в материале, которые все равно являются непрочными. Поэтому сам процесс заучивания осуществляется медленно и с относительно большим количеством ошибок.

С целью определения уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста мы использовали методики:

Методика «Классификация изображений предметов».

Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображён один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.

Перед началом исследования карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. Участвующим в исследовании выдаётся инструкция следующего типа, в которой говорится о том, что будет проводится опыт на умение классифицировать предметы по общим признакам. Задача испытуемого состоит в том, чтобы расклассифицировать предметы по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале группы её название. После окончания опыта его участникам предлагается по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображённые на карточках, а затем числа.

Страницы: 1 2 3 4


Специфика и задачи воспитания в еврейской семье
Традиционное отношение евреев к детям, основы которого были заложены в библейскую эпоху, отражает нормы и представления, характерные для патриархальной семьи. Согласно библейскому предписанию, деторождение — основная цель брака. Продолжение рода было одной из высших ценностей в социальной этике древних израильтян. Бездетность считалась ...

Школьный период
Современная школа – продукт длительной истории. Так школы Древней Спарты – агеллы – еще не были чисто учебными заведениями. Мальчики поступали туда с 7 лет. В агеллах они жили, привыкали переносить голод, холод, жажду, занимались спортивными упражнениями, воинским делом; обучались музыке, пению, танцам, основам грамоты. Обучение было те ...

Такесика
Такесика это - раздел психологии, изучающий прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивание и пр. Поскольку прикосновения связаны с проникновением в чужое жизненное пространство (подробнее об этом в пун. 1.7 «Проксемика»), большинство взрослых людей относятся к ним настороженно. Особенно ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru