Другая психология » Влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения в зрелом возрасте » Экспериментальная часть. Исследование влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики в зрелом возрасте. Методы и методики исследования

Экспериментальная часть. Исследование влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики в зрелом возрасте. Методы и методики исследования
Страница 3

Средние показатели по шкале экстра-, интроверсии: 7—15 баллов.

Средние показатели по шкале нейротизма: 8— 16.

Средние значения по шкале психотизма: 5—12.

Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и ис­пытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельнос­ти, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах цен­- тральной нервной системы, которые обеспечивают уравнове­шенность процессов возбуждения и торможения.

Таким обра­зом, используя данные обследования по шкалам экстра-, ин­троверсии и нейротизма, можно вывести показатели темпера­мента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешен­ный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). На графике (см. рисунок) можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника. Там же приведена крат­кая характеристика каждого типа темперамента. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Сангвиник -

быстро приспосабливается к новым усло­виям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, вырази­тельная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатле­ниях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет стро­го придерживаться выработанного распорядка жизни, систе­мы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять де­ло, требующее равной затраты сил, длительного и методично­го напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпе­ния. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, твор­ческой деятельности вырабатываются поверхностность и не­постоянство.

Холерик -

отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмо­циональных переживаний. Вследствие неуравновешеннос­ти, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, ис­тощаться больше, чем следует. Имея общественные инте­ресы, темперамент проявляет в инициативности, энергич­ности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражи­тельности, аффективности, несдержанности, вспыльчивос­ти, неспособности к самоконтролю при эмоциональных об­стоятельствах.

Флегматик -

характеризуется сравнительно низким уровнем ак­тивности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, по­стоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит по­пусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависи­мости от условий в одних случаях флегматик может харак­теризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глу­биной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Организация доверительного разговора
Изменение отношения — необычайно сложный процесс, поэтому часто бывает уместно несколько форсировать такую переориентацию, организовав доверительный разговор родителя с ребенком. Цель такого разговора — показать сыну или дочери клиента, что отношение к нему (к ней) изменилось, постараться выйти на уровень более глубокого, чем раньше, ко ...

Тенденции социального самоопределения подростков в различных образовательных средах
В рамках исследования выявлены значительные различия в структуре социального самоопределения школьников из различных социальных сред. На вопрос «Каким ты видишь себя через 10 лет?» 40% учеников средней школы дают неопределенные ответы типа «не знаю», «не думал», «поживем-увидим». 36% составляют ответы, в которых подростки указывают на ...

Школьный период
Современная школа – продукт длительной истории. Так школы Древней Спарты – агеллы – еще не были чисто учебными заведениями. Мальчики поступали туда с 7 лет. В агеллах они жили, привыкали переносить голод, холод, жажду, занимались спортивными упражнениями, воинским делом; обучались музыке, пению, танцам, основам грамоты. Обучение было те ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru