Воображение и его виды

Воображение

— это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре­образования уже имеющихся в сознании образов, а точ­нее — представлений памяти.

Воображения создаются с помощью следующих приемов:

• вычленение из целостного образа каких-либо элемен­тов (например, представление о величине палки как сред­стве удлинить руку);

• изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.);

• агглютинация — соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

• конструирование предметов в зависимости от их на­значения (топор, луноход и т.п.);

• гиперболизация — мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, тру­сость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);

• перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);

• типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ­ектов (создание образов в художественной литературе: Ев­гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.);

Таким образом, воображение основано на преобра­зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче­ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз­ни, из прошлого опыта.

Виды воображения:

• Непроизвольное (пассивное) — когда образы возника­ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови­дениях, при чтении книг и т.д.).

• Произвольное (активное) — когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий:

а) воссоздающее — создание образов на основе личного опыта, текста, чертежа, карты и т.д.

б) творческое — (более сложный вид воображения) — самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.

• Фантазии — это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.

• Мечты — нацелены на будущее, это образы желае­мого будущего.

• Грезы — мечты, которые очень слабо связаны с реаль­ностью и которые никогда не реализуются.


Важность положительной мотивации
Гиперактивные дети очень слабо мотивированы. Интерес, желание чем-то заниматься формируется у них медленно. Но уж если такой интерес сформировался, обычно, он остаётся надолго или на всю жизнь. Поэтому так важно в занятиях и играх с таким ребёнком наличие положительной мотивации. Важным здесь является элемент удовольствия. Если что-то ...

Содержание формирующего эксперимента
Формирующий этап эксперимента проводился автором дипломной работы с младшими школьниками из группы испытуемых в течение с марта по сентябрь 2006 года. На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа. Пояснительная записка. Целенаправленное воздействие на детей 7-и летнего возра ...

Особенности и характер функционирования психики человека
Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных «устройств». Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru