Экспериментальная часть. Исследование влияния психодинамических особенностей
личности (темперамента) на стилевые характеристики в зрелом возрасте. Методы и методики исследованияСтраница 1
Для установления влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения необходимо: провести исследование типов темперамента; определить стиль общения; выявить статистически значимые связи между показателями по результатам проведенных методик.
Для определения психодинамических особенностей личности и выявления стиля общения были использованы следующие методики:
1. Опросник Г. Айзенка по определению темперамента
2. Методика В.М. Русалова (диагностика структуры темперамента)
3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с использованием сравнительного, факторного (программа Statistica 6.0 – модуль Sta.bas – Analysis – Breakdown&one – way ANOVA) и корреляционного (программа Statistica 6.0 – модуль Sta.bas – Analysis – Correlation matrices) анализов.
Опросник Г. Айзенка по определению темперамента.
Данный опросник предназначен для определения типа темперамента личности с помощью двухфакторной модели – экстравертированности и нейротизма. Для того чтобы определить типа темперамента испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка, был использован адаптированный вариант его опросника (57 вопросов) (см. приложение № ). На каждый предлагаемый вопрос следует ответить «Да» (+) или «Нет» (-). Среднего значения для ответа не предусмотрено. Бланк ответа представлен в приложении № .
Обработка результатов. Обработку результатов тестирования следует начинать с определения достоверности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указанными в «Ключе», то каждому из них приписывается 1 балл. Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению. Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не производится. При сумме баллов от 0 до 4 - ответы достоверны.
Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсия - интроверсия. Баллы за ответы по данному показателю начисляются так же, как и по показателю «искренности ответов» (за каждый ответ, совпадающий с показателем экстраверсии в «ключе» опросника, присваивается 1 балл.
По фактору экстравертированности (экстраверсия - интроверсия) испытуемых можно разделить на две группы. В случае, если по показателю экстравертированности испытуемый набрал сумму менее 12 баллов, то ему свойственна скорее интроверсия. Если сумма баллов будет больше 12, то испытуемому свойственна экстраверсия. Значения баллов от 0 до 12 отражают степень выраженности интроверсии, от 12 до 24 - экстраверсии.
По показателю нейротизма баллы подсчитываются аналогично. При сумме баллов менее 12 испытуемых относят к представителям, отличающимся эмоциональной устойчивостью (стабильностью). При сумме баллов более 12 испытуемых относят к эмоционально неустойчивым типам личности. При этом следует иметь в виду, что достоверность результатов тестирования, как это общепризнанно психологами, чаще всего не превышает значения 0,8 (т. е. 80%).
Деловое общение его виды и формы
Деловое общение –
процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Деловое общение можно условно разделить на прямое
(непосредственный контакт) и косвенное (когда между ...
Пути развития коммуникативной компетентности у специалистов
В современных условиях коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в то же время характеристики, исто ...
Функции и свойства этнических
стереотипов
Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном ...
