Другая психология » Вопросы психологии » Воображение.Виды воображения, его индивидуальные оеобенности и развитие.

Воображение.Виды воображения, его индивидуальные оеобенности и развитие.
Страница 2

Воссоздающее воображение — один из видов активного вооб­ражения, при котором происходит конструирование новых образов, пред­ставлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие собы­тия, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически сло­во «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе зна­ния или предугадывания логики развития событий. www.transportgood.ru

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, пред­ставляющие ценность для других людей или общества в целом и кото­рые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные про­дукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различ­ных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — от­рицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробля­ется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыс­лимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычле­ненных. единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются неудовлетворенные, большей частью неосознаннее потребности личности. Образы и представления пассив­ного воображения направлены на усиление и сохранение положитель­но окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмо­ций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, ко­торое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же, как и активного, яв­ляются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Страницы: 1 2 


Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального ра ...

Методический и методологический анализ проблемы. Формирование зрительной образной памяти у детей дошкольного возраста
Анализ психологической литературы позволяет нам условно выделить основные линии развитии памяти в дошкольном детстве: становлении различных видов памяти, совершенствование непроизвольной памяти, появление и развитие произвольной памяти, овладение мнемическими приемами, увеличение объема, прочности и времени удержания запоминаемого матер ...

Мотивационно-потребностная сфера личности
Потребность — это состояние объективной нужды человече­ского организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необхо­димое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, не­обходимых для его существования и развития, как раз и выступа­ет источником активности человека. ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru