Другая психология » Вопросы психологии » Воображение.Виды воображения, его индивидуальные оеобенности и развитие.

Воображение.Виды воображения, его индивидуальные оеобенности и развитие.
Страница 1

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в дея­тельности человека играет воображение. В процессе отражения окру­жающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воз­действовало на него раньше, создает новые образы. www.todayculture.ru

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предме­тов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется боль­шей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в пос­ледующей практической деятельности человека. Эта способность че­ловека заранее представлять конечный итог своего труда, а также про­цесс создания материальной вещи резко отличает человеческую дея­тельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформирова­лись в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющих­ся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание ново­го предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важ­ное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс вообра­жения представляет собой совместную работу обеих сигнальных сис­тем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепле­ния, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от дей­ствительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Воображение — это образное конструирование содержания поня­тия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифи­цируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобще­го и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане вообра­жения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и де­тализированной картины созерцаемого.

В психологии различают произвольное и непроизвольное вообра­жение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного ре­шения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфе­ре более или менее отдаленного будущего и не предполагает немед­ленного достижения реального результата, а также его полного со­впадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать силь­ным мотивирующим фактором творческого поиска.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делит­ся на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гип­нотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее . Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать .

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творчес­кой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единица­ми конкретной информации в определенной области, их перемещением

в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения ори­гинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в бу­дущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне вре­менных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельно­стью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное во­ображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Страницы: 1 2


Невербальные элементы коммуникации
Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается меж­культурный смысл общения. В этом отношении важнейшей осо­бенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образ ...

Коррекционная работа при СДВГ
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, постро ...

Школьный период
Современная школа – продукт длительной истории. Так школы Древней Спарты – агеллы – еще не были чисто учебными заведениями. Мальчики поступали туда с 7 лет. В агеллах они жили, привыкали переносить голод, холод, жажду, занимались спортивными упражнениями, воинским делом; обучались музыке, пению, танцам, основам грамоты. Обучение было те ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru