Другая психология » Вопросы психологии » Внимание. Обшая характеристика. Основные виды и свойства внимания.

Внимание. Обшая характеристика. Основные виды и свойства внимания.
Страница 2

Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова ак­тивное или волевое. Все три термина подчеркивают активную пози­цию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произволь­ное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредото­чиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое под держивает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед со­бой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточен­ности.

Произвольное внимание требует волевого усилия, которое пережи­вается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объек­те деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосре­доточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчает­ся, если в познание включено практическое действие. Например, лег­че удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение со­провождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредото­читься. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении рабо­ты, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно со­средоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причи­нами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы, значительно ослабляет произвольное внимание человека. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распреде­ляемое™, устойчивость, колебание, переключаемое.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Обычно объем внимания зависит от специфически практической дея­тельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объек­ты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам. Концентрация вни­мания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок восприни­маемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение позна­ваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развивать­ся под влиянием специально организованной работы по развитию дан­ных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одновременно вы­полнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимо­сти в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значи­тельное влияние оказывает интерес.

Страницы: 1 2 3


Всё выше обозначенное говорит об актуальности данной проблемы.
Разработанность данной темы достаточно обширна. В исследованиях Сафоновой Л. В., Беззубика К.В., Абрамовой Г.С. анализируются понятие психосоциальной работы, ее роль и место в современном обществе. В книге Чернецкой А. А. рассматриваются основные функции психосоциальной работы. Сфера применения психосоциальной деятельности раскрывается ...

Анализ и интерпритация результатов
Произведя первичную обработку бланков ответов по методикам Г. Айзенка и В.М. Русалова, мы получили данные, позволяющие определить тип темперамента каждого испытуемого, а по методике Т. Лири – выявить преобладающий стиль общения. Проведен анализ, позволяющий разделить всех испытуемых на условные группы с учетом выраженности психодинами ...

Дети из детского дома
Сегодня в нашей стране в детских домах и школах – интернатах растут около трети миллиона детей, оставшихся без попечения родителей. Какие они, эти дети? Как ни странно, ответить на этот вопрос довольно трудно. Игнорируемая обществом проблема детей, оставшихся без родителей не исчезла, а, напротив, катастрофически разрослась, превративши ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru