Другая психология » Вопросы психологии » Внимание. Обшая характеристика. Основные виды и свойства внимания.

Внимание. Обшая характеристика. Основные виды и свойства внимания.
Страница 1

В.-это направленность психики/сознания на определенные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности.

Проблемы изучения В.входили в круг философского понятия аперцепции, разработал Лейбниц и Кант.

Апперцепция

выражает зависимость восприятия действительностиот прошлого опыта, общего содержания псих. Деят. Человека и его индивидуальных способностей.

Вундт

-Внимание это процесс обеспечивающий четкое осознание содеожания воспринимаемого и его интеграцию в целостную структуру прошлого опыта.

Рибо

-связывал Внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов.

Ланге

-соотносил Внимание с волевыми процессами личности и разработал теорию «волевого внимания». Найссер-ввел в психологию понятие «предвнимание»(происходит пассивная предвнемательная переработка без активного включения сознания; внимательная, обеспечивающая активное конструирование образа)

Важнейшей особенностью протекания психических процессов яв­ляется их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мыш­ление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Вни­мание характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание — это направленность психики (сознания) на оп­ределенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллекту­альной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделя­ют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих по­требностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (со­хранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших фун­кций внимания является регуляция и контроль протекания деятель­ности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связа­но с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объекта­ми интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фак­тически все данные, характеризующие внимание, получены при иссле­довании этого вида внимания.

Различают три вида внимания:

непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональ­ный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вы­зывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее зна­чение для возникновения непроизвольного внимания имеют интел­лектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время при­ковывает его внимание.

Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то проис­ходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного не­произвольного внимания к предметам.

Страницы: 1 2 3


Период раннего возраста
Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно их этих зачатков, как писал выдающийся психолог Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции ...

Патологические формы девиантного поведения: классификация, характеристика нарушений
Патологические формы девиантного поведения – понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно–психических нарушениях, как патологические ситуационно–личностные реакции, психогенные патологические формирова ...

Изучение социальных представлений в психологии
В 60-70 гг. 20 века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных представлений, которая была разработана С. Московиси при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жодале, М. Плона и ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru