Классификации раннего детского аутизма (РДА)Страница 7
Специфической особенностью таких детей является практически полная невозможность получать информацию об окружающем по естественным каналам, что увеличивает значимость коррекционного образования для них, по сравнению с другими детьми, имеющими сложные дефекты. При этом у слепоглухонемого ребенка часто могут быть развиты все усложняющиеся формы общения - от элементарных жестов (воспринимаемых посредством осязания) до вербальной речи. Это позволяет таким детям относительно успешно овладевать программой средней общеобразовательной школы, а некоторым оканчивать высшие учебные заведения.
Непатологические формы девиантного поведения.
В отечественной литературе принято выделять непатологические и патологические формы девиантного поведения. Непатологические девиации – это нарушения поведения у психически здорового человека.В. В. Ковалев подчеркивает, что судить о девиантном поведении как о самостоятельном микросоциально–психологическом явлении можно лишь при отсутствии пограничной психической патологии, в противном случае имеющиеся нарушения поведения должны расцениваться как клинический признак этой патологии.
Однако в любом случае девиантное поведение сохраняет свою связь с поло–возрастными особенностями личности и ее непатологическими отклонениями, к числу которых применительно к детям можно отнести: психологические особенности возрастного развития, возрастные непатологические ситуационно–личностные реакции, особенности характера и социально–педагогическую запущенность.
9Организация и психокоррекционная работа с детьми, имеющими ранний детский аутизм (РДА), и с их семьями.
В 1978 г. М. Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА, это:
особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявляющиеся вне связи с интеллектуальным уровнем;
задержка и нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;
стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия с предметами, сверхпристрастие к объектам окружающей действительности или как сопротивление изменениям среды;
проявление патологии в сроки до 48-месячного возраста.
Поскольку дети данной категории очень избирательны в общении, возможности использования экспериментальных психологических методик ограничены. Основной акцент необходимо сделать на анализе анамнестических данных об особенностях развития ребенка, полученных с помощью опроса родителей и других представителей ближайшего социального окружения, а также на наблюдении за ребенком в различных ситуациях общения и деятельности.
Наблюдения за ребенком по определенным параметрам могут дать информацию о его возможностях как в спонтанном поведении, так и в создаваемых ситуациях взаимодействия.
Такими параметрами являются:
более приемлемая для ребенка дистанция общения;
излюбленные занятия в условиях, когда он предоставлен сам себе;
способы обследования окружающих предметов;
наличие каких-либо стереотипов бытовых навыков;
используется ли речь и в каких целях;
поведение в ситуациях дискомфорта, страха;
отношение ребенка к включению взрослого в его занятия.
Без определения доступного для ребенка с РДА уровня взаимодействия с окружением невозможно правильно построить методику и содержание комплексного коррекционно-развивающего воздействия.
Подход к решению задач восстановления аффективной связи такими детьми может быть выражен следующими правилами.
Первоначально в контактах с ребенком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого обращения. Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию.
Первые контакты организуются на адекватном для ребенка уровнем в рамках тех активностей, которыми он занимается сам.
Необходимо по возможности включать элементы контакта в привычные моменты аутостимуляпии ребенка приятными впечатлениями и тем создавать и поддерживать собственную положительную валентность.
Необходимо постепенно разнообразить привычные удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости - доказать ребенку, что с человеком лучше, чем без него.
Работа по восстановлению потребности ребенка в аффективном контакте может быть очень длительной, но ее нельзя форсировать.
Только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится для него положительным аффективным центром ситуации, когда появляется спонтанное явное обращение ребенка к другому, можно начинать пробовать усложнять формы контактов.
Психологический эксперимент как специфический метод исследования. Понятие экспериментальной психологии, основные подходы к
определению
Исторически первым сложилось понимание экспериментальной психологии как система эмпирических методов и получаемых с помощью этих методов психологических знаний.
Во 2 пол. 20 века в связи с развитием и дифференциации психологического знания предметом экспериментальной психологии становится природа психологического эксперимента, его стру ...
Профессиограмма государственного служащего
Рассмотрим создание профессиограммы на примере профессии государственный служащий (государственная гражданская служба). Из всего многообразия методов профессиографии нами выбраны методы: социологические - опрос, включенное наблюдение, психологические – беседа, наблюдение. ...
Выводы и рекомендации
Выводы:
1. Уровень развития зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения можно повысить при специально организованной деятельности в форме дидактических игр и упражнений, направленной на развитие памяти получило подтверждение.
2. Результаты контрольного эксперимента показали, что произошли незначительные количествен ...