Пятишаговая модель принятия решений. Техники, используемые консультантом на
каждой ступени консультирования.Страница 5
– Как она менялась с течением времени?
3) осуществление функционального анализа.
– Какой смысл или какое конечное значение имеет проблема?
– Какую цель она преследует или какую задачу она решает?
– Для чего нужна клиенту эта проблема?
– Чего он пытается тем самым добиться?
– Какую функцию выполняет проблема в теперешней жизненной ситуации клиента, в его отношениях?
Проработка символов клиента должна привести к формулировке проблемы в ресурсном виде.
Существуют специально выработанные приемы задавания вопросов, которые в “НЛП” получили название метамодели (13).
Метамодель
- это набор лингвистических средств для сбора информации, направленной на то, чтобы восстановить связь языка человека и того опыта, который он в этом языке представляет. Так как мы не взаимодействуем непосредственно с миром, в котором живем, мы создаем модели или карты мира, которые используем для управления своим поведением. Психологу важно понимать модель или карту мира, существующую у клиента. Существует множество “бедных” моделей, в которых недостает полезных возможностей выбора, что проявляется в изобилии меж - и внутриличностных конфликтов.
Люди создают модели посредством 3-х универсальных процессов: исключения (стирания); обобщения (генерализации); искажения. Эти процессы позволяют нам выжить, расти, учится, переживать субъективную реальность за реальность. Те же процессы ограничивают нас, уничтожают нашу способность к гибкости наших реакций. Так как эти три процесса выражаются в лингвистических паттернах, мы можем использовать набор лингвистических средств, называемых метамоделью, чтобы работать с ними, когда они ограничивают, а не расширяют возможность выбора для человека.
Слушание и реагирование в рамках метамодели дает возможность максимального понимания и научения в любой специфической коммуникации.
Различаются метамодели по следующим критериям (13):
– сбор информации;
– ограничение модели говорящего;
– семантически ошибочные формулировки.
Сбор информации
относится к получению, посредством подходящих вопросов и реакций, точного и полного описания представляемого содержания. Этот процесс служит также для связи языка говорящего с его переживаниями. В данной категории - четыре подразделения:
– исключения;
– отсутствие указаний, к чему или кому относится сказанное:
– неспецифированные глаголы;
– номинализации.
Исключения
- помощь в восстановлении исключенной информации помогает создать полное представление опыта. Для обнаружения отсутствующего материала задаются вопросы “о ком?”, “о чем?”, “кого?”, “чего?”, “кто именно?”, “как именно?” (последний вызовет информацию, указывающую на репрезентативную систему говорящего).
Например: - Я не понимаю.
Вопрос: “Чего именно Вы не понимаете?”
-Я боюсь.
Вопрос: “Чего или кого Вы боитесь?”
-Он мне не нравится.
Вопрос: “Что именно в нем Вам не нравится?”
-Я не понимаю.
Вопрос: “Как именно Вы не понимаете?”
Отсутствие указаний, к чему относится сказанное
- тип обобщения, при котором отсутствуют детали, помогающие сделать выбор. Могут помочь вопросы: “кто именно?”, “что именно?”.
Пример:
-Меня никто не хочет.
Вопрос: “Кто именно Вас не хочет?”
-Это трудно.
Вопрос: “Что именно трудно для Вас?”
Неспецифированные глаголы
- оставляют человека в неопределенности по поводу описываемого переживания. Просьба специфировать глагол помогает более полно пережить опыт. Для этого можно задать вопрос “Как именно?”
Пример:
-Он отвергает меня.
Вопрос: “Как именно он тебя отвергает?”
-Дети заставляют меня наказывать их.
Вопрос: “Как именно дети заставляют тебя наказывать их?”
Номинализации
- перехода глаголов в абстрактные существительные, когда процесс превращается в вещь или событие. Человек в этом случае теряет возможность выбора и нужно вернуть его к связи с динамическими процессами жизни. Если событие может восприниматься вне границ контроля, то процесс может быть изменен. Для различия номинальных слов можно представить тележку, куда можно положить конкретные вещи (клубок, котенка, домик и т.п.), но нельзя положить неудачу, любовь, смущение и т.п. Это и будут номинализации. Для преображения их в слова, обозначающие процесс, используют вопросы, содержащие глаголы:
Пример: - Я не получаю признания.
Вопрос: “Как бы Вы хотели, чтобы Вас признавали?”
Специфика невербальной коммуникации
Не вызывает сомнений, что с помощью слов мы получаем самую разнообразную информацию, в том числе и ту, которая свидетельствует о культуре собеседника. В то же время информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы получаем через мимику, жесты, интонации. С помощью мимики, жестов, поз выражаются душевная энергия челов ...
Профилактика синдрома эмоционального выгорания
В настоящее время проблемой лечения и профилактики синдрома эмоционального выгорания занимаются как медики, так и психологи.
Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.
У медиков профилактические, лечеб ...
Методы психологической гигиены и психологической профилактики синдрома
эмоционального «выгорания»
Психологическая гигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды образ жизни, благотворно влияющие на психологическое развитие психического состояния человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.
Психическое здоровье предполагает состояние полного душе ...