Другая психология » Методы и приемы психологического консультирования на Телефоне доверия и социально-психологические характеристики обращений » Пятишаговая модель принятия решений. Техники, используемые консультантом на каждой ступени консультирования.

Пятишаговая модель принятия решений. Техники, используемые консультантом на каждой ступени консультирования.
Страница 1

Большинство методов психологии и психотерапии может быть концептуализировано с помощью пятишаговой модели принятия решений (см.табл.1) (55). Данная модель работает и в “терапии взаимопонимания”, и в психоанализе, и в роджерианском подходе, в методиках рефрейминга, и в поведенческом тренинге (2, 24, 46). Практика показала, что она позволяет консультанту быть наиболее эффективным и в работе с клиентом на “ТД”.

Пятишаговую модель принятия решений нагляднее представить в виде таблицы.

Пятишаговая модель принятия решений.

Таблица 1

Определение ступени

Функции и цели ступени

Взаимопонимание,

структурирование.

“ Привет! ”

Построить прочный союз с клиентом, добиться, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Структурирование может быть необходимо для объяснений целей интервью. Определённая структура помогает не отвлекаться от главной задачи, а также дает клиенту информацию о возможностях консультирующего

.

Сбор информации, вы-деление проблемы, иденти-фикация потенциальных возможностей клиента.

“ В чём проблема? ”

Определить, зачем клиент пришёл (позвонил на “ТД”) на консультацию и как он видит свою проблему. Умелое определение проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задаёт направление беседы. Необходимо чётко уяснить позитивные возможности клиента. На этом этапе осуществляется работа с символами клиента

.

Желаемый результат к чему хочет прийти клиент?

“Чего Вы хотите добиться?”

Определить идеал клиента. Каким бы он хотел стать? Что произойдёт, когда проблемы будут решены? (это информирует психолога о том, что именно хочет клиент). Желаемое направление действий клиента и психолога должно быть разумно согласовано. С некоторыми клиентами необходимо, пропустив вторую стадию, выделить вначале цели.

Выработка альтернативных решений проблемы.

“Что ещё мы можем сделать

по этому поводу? ”

Поработать с разными вариантами решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности, и выбор среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной диспозиции. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной.

Обобщение. Переход от обучения к действию.

“ Вы будете делать это?! ”

Способствовать изменению мыслей, действий и чувств повседневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить своё поведение, оставаясь на прежних позициях.

Первая ступень консультирования

– установление отношений доверия. Его можно отмечать как возникновение раппорта, или взаимного чувства близости (57

). Клиент не может творчески функционировать, если не почувствует атмосферу душевного тепла и поддержки со стороны консультанта. Психолог (психотерапевт), в свою очередь, без раппорта не сможет получить необходимую информацию и быть эффективным в консультировании.

Существуют специфические методы достижения переживания раппорта, лёгкие и быстрые. На этом этапе психолог в ходе вербального и невербального общения должен быть понятным для клиента, идти ему навстречу. Этого можно добиться, выражая своё одобрение и поощрение, давая ясные и содержательные ответы на вопросы клиента.

Для создания конструктивных рабочих отношений необходимо в понятной форме рассказать клиенту о концепции консультирования, её смысле и цели (55). Как показывает опыт, временные границы скорее ободряют клиента, т.к. у него перед глазами оказывается достижимая цель.

Клиенту следует также понять, что в ходе консультации он будет активным партнёром психолога. Тем самым за ним признаются такие возможности, о которых он, возможно, не думал; он вырастает в собственных глазах и испытывает воодушевление.

На первой ступени консультирования используют техники раппорта, которые можно условно разделить на вербальные и невербальные. Среди невербальных техник выделяют отзеркаливание (19).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Особенности образа профессиональной деятельности личности
Образ профессиональной деятельности включает два аспекта. Во-первых, аспект, связанный с понятием собственно образа. А во-вторых, аспект, связанный с профессиональной деятельностью, профессионализацией личности. Понятие образа профессиональной деятельности неразрывно связано с личностью, которая является его носителем. Важнейшей харак ...

Воображение и творчество
Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Важнейшим условием творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности. Таким образом, не смотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое пре ...

Виды воображения
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Произвольное воображение проявляется тогда, когда перед челове ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru