Другая психология » Основы психологии и педагогики » Основные модели образования как педагогического процесса

Основные модели образования как педагогического процесса

Образовательной функции социально-личностного вос­производства соответствует традиционная модель образо­вания, а функции развития — инновационная модель.

Традиционная модель (она же теоретическая, знаниевая и предметно-ориентированная) предполагает направленность педагогического процесса, прежде всего, на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков (ЗУНов). При этом в процессе обучения недостаточно представлены передача способов мышления, реализация разных типов деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, общение и т.п. Установка на формирование ЗУНов утвердилась в этой модели под влиянием технократизации педагогического сознания, а также в результате информа­ционно-объяснительного подхода к построению и реали­зации содержания образования.

Инновационная модель (она же универсальная, способ-ностная и деятельностная) ориентирует педагогический процесс на развитие способностей личности, на учет ин­дивидуальных особенностей учащихся путем их согласо­ванной или совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с целями образования. При этом важней­шей задачей обучения становится не только усвоение конкретной информации, но также овладение способа­ми мышления и деятельности, развитие способностей и творческого потенциала личности. Способ реализации содержания образования в этой модели называется дея-тельностным подходом.

Деятельностный подход отвергает:

доминирование вербальных методов обучения;

догматические формы передачи «готового» учебного материала;

монологичность и обезличенность словесного пре­подавания;

пассивность обучающихся;

Деятельностный подход предполагает:

активные (рефлексивно-деятельностные) формы и методы обучения;

развивающие (личностно-ориентированные) тех­нологии;

активность всех участников педагогического процесса;

усвоение обобщенных способов выполнения раз­личных видов деятельности.

Качество образования при деятельностном подходе оп­ределяется не уровнем сформированности ЗУНов, а разви­тием способностей и готовностью личности самостоятель­но добывать информацию, использовать полученные зна­ния для постановки и разрешения возникающих проблем, определения способов действий в новых ситуациях.


Специфика личностного развития современных мужчин
В рамках феминистского и гендерного анализов проблемы родительства было убедительно показано, что родительство обусловлено не столько биологическими, сколько социокультурными факторами. Так, в подавляющем большинстве традиционных и современных обществ, именно за женщиной в силу ее репродуктивных способностей закрепляется роль воспитател ...

Особенности личности детей с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка ...

Классификация по Д. Холланду
Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента, например классификация Дж.Холланда, разработанная в 1966 г., в которой выделены шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru